|
Аселя Малайбекова
Бопеш Жандаев - яркая личность в кино и на телевидении. Многие воспринимают его как талантливого актера, но мало кто знает, что он совмещает свою кинодеятельность с самыми обычными буднями дизайнера. О том, что значит многопрофильность, Бопеш поделился с нашим корреспондентом
С одной стороны, скромный вклад в кино, а с другой - неотъемлемая часть целого. Вот он - главный принцип работы Бопеша Жандаева.
- Бопеш, Вы достаточно яркая фигура в нашем отечественном кинематографе, Вы актер, художник, продюсер...
- Моя деятельность связана с изображением, формой в кино и живописи. То есть это пространственная пластика, декорации для различных шоу, концертов, телевизионных программ.
- Вам зачастую приходится разделять несколько кинодеятельностей в одном проекте, как Вы успеваете?
- Обычно я занимаю только две ипостаси в создании кино... На самом деле в кинопроцессе много свободного времени. В основном актер всегда сидит и ждет своего выхода, его гримируют, он начинает работать с текстом. Весь съемочный процесс занимает не так много времени, как период монтажа, промоушна и различных организационных моментов. Поэтому не сложно совмещать работу художника и актера в одном кинопроекте. По большому счету, на все можно найти время, главное - желание.
- Бопеш, скажите, как Вы считаете, если каждый человек будет иметь более одной профессии, что тогда будет с теми, кто выбрал одну, ведь легче будет платить заработную плату одному человеку, нежели нескольким?
- Однажды я шел по улице в Барселоне и встретил там группу молодых людей, студентов. И с одним из них я разговорился, он рассказал мне, что защищает диплом на тему “Дизайн дверных ручек”. То есть этот человек реально учился около четырех лет, чтобы стать дизайнером дверных ручек!
С одной стороны, это хорошо, потому что такой специалист не полезет делать, к примеру, оконные ручки, и в мире дверных ручек все будет в порядке...
И у нас в Казахстане востребованы узконаправленные специалисты. Когда же вы садитесь в кресло стоматолога, то вы хотите от него стопроцентной отдачи, а не то, чтобы он еще был и кардиохирургом, и нотариусом, и поваром. В нашей сфере, творческой, конечно, полегче, поскольку от нас не зависит жизнь человека, мы не отвечаем за здоровье физическое. Обычно мы удовлетворяем собственные эмоциональные потребности за чужой счет.
- Конечно, изображение в наши дни проявляется в самых неожиданных формах и форматах, скажите, а что Вам нравится в живописи? Какие стилевые направления?
- В живописи мне нравится смотреть очень многое в самых различных направлениях. Люблю музеи не только наши, но и зарубежные, я могу там долго находиться.
У меня самого нет какого-то определенного стилевого курса. Меня привлекают цветная графика, легкие краски - гуаши, темперы, тяжелые масла. Я никогда ничего не понимал в акварели, хотя владею этой техникой, но мне кажется, что акварель делает картины лирическими.
- Многие ценители живописного искусства говорят, что при виде какой-либо картины они испытывают различные чувства. Скажите, при виде “Квадрата” Малевича Вы что-нибудь испытываете?
- Я наблюдал несколько “Квадратов” Малевича, и, на мой взгляд, это не живопись, это манифест - заявление художника о том, что живопись, по мнению Малевича, кончилась этим квадратом. Тем более появилась фотография, и пытаться передать фотографически точно окружающую среду у художников необходимость отпала. И художник-живописец стал свободен именно в выборе темы, формы и содержания собственного творчества. В этом смысле для меня “Квадрат” Малевича - это некий тест на вшивость, этой картиной можно узнать, насколько серьезное отношение человека к живописи в целом, волнует ли его новый Land Cruiser или творчество всех импрессионистов Франции.
- Бопеш, на Ваш взгляд, в чем тогда разница между художником и художником-постановщиком?
- Многие широко известные художники подтверждали свое творчество ценой собственной жизни. Я таких вещей с собой не проделывал, возможно, и стал бы, но не сейчас. Поскольку я работаю в прикладном жанре, своим скромным умением оказываю услуги, в большой степени это сервис. Потому что между словами “художник” и “художник-постановщик в кино” существует огромная дистанция, как раз этот дефис ставит все на свои места. Художник - человек, который зависит от себя, он только перед собой несет ответственность. Художник-постановщик - звено в цепи, производственная единица, то же самое касается и дизайна, актерства - всего, чем я занимаюсь.
- Вы всегда очень скромно отзываетесь о своей деятельности...
- Потому что она на самом деле скромная. Конечно, с точки зрения каких-то пиар-компаний, надо ходить в шарфе, с огромной трубкой, в берете и длинном плаще. И, согласно образу, говорить, что все вокруг сволочи и только ты один знаешь все. Да, эта позиция многим помогла выйти в свет. Лично мне несколько сложно носить береты и плащи...(смеется). Тем более, мне кажется, что я еще недотягиваю до того уровня, чтобы открыто о себе заявлять.
- Бопеш, Вы как один из создателей казахстанских фильмов, скажите, с развитием в нашем кинематографе различных жанров и появлением новых технических возможностей появились ли сложности в работе создания декораций?
- Если говорить о тонкостях работы, то существуют такие понятия, как контактный реквизит, контактная декорация, которая приходит во взаимодействие при соприкосновении с актером. К примеру, если в сюжете есть летящая пуля, мчащийся мотоцикл, летящий актер. Обычно в таких случаях выбиваются стекла, рушатся стены, мебель и посуда летят. Вот это декорация для экшна. А для романтического фильма основной декорацией может служить диван, который должен максимум выдержать поцелуй героев. К стенам и окнам обычно никаких претензий не возникает, потому что они не применяются для других целей. Исходя из этого декорации для любовной истории всегда дешевле, ведь, чтобы снять один эпизод, для драки необходимо двадцать окон и столько же дверей, и нужно их быстро менять, главное, чтобы они были безопасными для трюкачей.
- На сегодняшний день многие фильмы снимают на хромокее и все декорации накладывает видеоинженер. В чем тогда состоит работа художника-постановщика?
- Художник все-таки находится в тройке: режиссер, оператор и художник. И он имеет авторство в картине, поэтому вся эстетика фильма лежит на плечах художника. Он предлагает режиссеру именно идеи визуального ряда до и во время съемочного процесса, конечно, конечное решение зависит от режиссера. Хромокейное кино ничем не отличается от обычного процесса, только добавляется больше ответственности, а у актеров - больше действий.
- Бопеш, расскажите о творческих планах.
- Как правило, мои творческие планы зависят от планов других людей, поэтому работы хватает, поступают заказы. Честно говоря, больше всего хочется, чтобы было тихо и спокойно здесь. Чтобы людям было что сказать друг другу, а не цепляться в глотку. И, конечно, будет здоровье - будет и все остальное! |