|
Малика Дауылбай
В киноклубе Олега Борецкого прошел премьерный показ последней киноленты режиссера Алексея Германа-старшего, картины “Трудно быть Богом”. Думаю, необходимо сказать о том, что этот фильм стал самым долгожданным для многих почитателей великого мастера, а также поклонников творчества писателей братьев Бориса и Аркадия Стругацких - фильм снят по одноименной книге авторов
Работа над кинолентой “Трудно быть Богом” началась в конце 60-х годов, в тот период был написан первый вариант сценария вместе с Борисом Стругацким, но Алексею Герману не дали тогда снимать это кино. Поэтому он вернулся к замыслу в 1999 году и работал над картиной до самой смерти, после чего фильм завершили вдова режиссера Светлана Кармалита и сын Алексей. В итоге работа над картиной заняла более пятнадцати лет. За это время по замыслу режиссера в Чехии был создан настоящий город Арканар, который на экранах появился в сером цвете со множеством удивительных деталей и персонажей. Здесь надо сказать несколько слов о самой среде обитания жителей планеты Арканар, которые погрязли в бескрайней грязи, серости, забвении, антикультурности - они медленно и верно движутся к полному саморазрушению. Картина жалкого Средневековья. В этих условиях вместе с бесчувственными арканарцами живет благородный дон Румата (Леонид Ярмольник) - землянин, который прислан на чужую планету наблюдать за ней и незаметно вмешиваться и корректировать некоторые взаимоотношения, не нарушая хода событий. Думаю, важной частью завязки фильма является факт, что непосвященный зритель, тот, кто не читал произведений Стругацких, осознает, что жители Арканара считают благородного дона Богом и без каких-либо препятствий подчиняются ему, становятся его рабами.
Как ранее говорилось, цветовое решение фильма сыграно во всех оттенках серого цвета, в котором страшные улицы, дома, дворцы обезличены. Дон Румата весь в белом, в металлических доспехах неспешно передвигается по городу от одного мерзкого места к другому, где границы тех самых улиц и дворцов просто стерты. В течение ста семидесяти минут зритель молча наблюдает за тем, как разлагается странное время вместе со странными жителями, которые немного напоминают людей. Как ни интересна такая мысль, однако очень не хочется проводить параллели с нашим обществом и теми событиями, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, и этим кино. Потому не думаю, что эта картина о будущем, пожалуй, она могла бы стать предупреждением или неким звоночком.
Режиссер Алексей Герман-старший создал ленту, где оставляет одного человека в обстановке полного хаоса и называет этого человека Богом. Этот самый дон Румата изо всех сил старается не стать частью разложения того морального облика, что предстает перед зрителем на протяжении всего экранного времени. Потому понимающий зритель находит множество причин для оправданий окружающей действительности, а главное - не винит главного героя во всем, что происходит на Арканаре - все то мракобесие и грехопадение. Зритель даже сочувствует ему, понимая, что в таких тяжелых условиях наверняка сложно оставаться человеком, а Богом быть еще труднее.
На протяжении всего фильма не покидало ощущение того, что все помещения словно проходные дворы, ни у кого нет личного пространства. Его не существует, оно нарушено навсегда. Лишь герой, удивительно одинокий Румата, тщетно пытается создать возле себя чистоту и хоть какой-то намек на культуру.
В то время Арканар застыл в Средневековье и никак не может перейти в эпоху Возрождения. Где-то в фильме даже слышатся немного неясные реплики о том, нужна ли вообще этим инопланетным чудовищам эпоха Возрождения, существам, с первого взгляда бездуховным и лишенным каких-либо ценностей. И возникает следующий вопрос: смогут ли они с честью и достоинством вынести такие перемены?
После того как картина вышла на широкие экраны, было много споров о том, нужно ли выливать столько грязи в прямом смысле слова на зрителя. Полагаю, этот вопрос еще долгое время останется актуальным. На мой взгляд, если зритель решится пойти на фильм “Трудно быть Богом”, ему необходимо будет остаться и выдержать трехчасовое испытание до конца лишь для того, чтобы понять - картина не бессмысленная, в ней есть разумное искусство непростого кино. Безусловно, если думать о значении героя в жизни жалких арканаровцев - оно масштабное и грандиозное. Он искренне пытается помочь им, сталкивается с нелегким выбором и в итоге остается в Арканаре. Здесь вдруг понимаешь, что Бог решил остаться на Земле и раствориться среди местных людей. Потому по завершении картины приходят добрая мысль и вера в будущее. Ведь не все потеряно - после некой статики движений радуют перемены: вместо осенней грязи и промозглости, которые были постоянным фоном в кадре, наступает чистота зимней белизны.
|