|
Ассаль Джан
В казахстанский прокат вышел фильм производства Columbia Pictures по книге Ричарда Филлипса “Долг капитана”.
Почти весь фильм был снят за 60 дней в открытом море.
“Съемки в открытом море - настоящий ад для режиссера”, - говорили кинематографисты, но именно натуралистичные съемки придали картине напряжение, которое невозможно было воспроизвести искусственно
Сюжет фильма рассказывает о захвате американского грузового судна Maersk Alabama сомалийскими пиратами в 2009 году на фоне всемирной экономической нестабильности.
Режиссер Пол Гринграсс решил, что история, события которой были вызваны всемирной глобализацией, может быть рассказана в жанре захватывающего триллера. Ключевой линией фильма стали отношения между командиром корабля Alabama капитаном Ричардом Филлипсом (двукратный обладатель премии “Оскар” Том Хэнкс) и главарем сомалийских пиратов Мусой (Баркхад Абди), который берет американца в заложники. Напав на безоружную команду Филлипса, Муса совершает непоправимую ошибку. Оказавшиеся в двухстах с лишним километрах от сомалийского побережья герои понимают, что их жизнь находится во власти сил, которые ни один, ни другой не может контролировать.
Действие картины начинается в Вермонте. Капитан Филлипс прощается со своей семьей - ему предстоит переправить корабль, груженый отчасти продовольственными товарами гуманитарной помощи, через половину земного шара. В то же время в Сомали бывший рыбак Муса готовится взять на абордаж очередное гражданское судно, которое будет проходить вдоль африканского побережья. Гринграсс наглядно показал, что в основе конфликта между Филлипсом и отчаянными сомалийскими пиратами, которые берут его в заложники, лежат интересы сильных мира сего, контролирующих обширную сеть международной торговли.
“За последние десять лет в прокат вышло немало хороших фильмов о национальной безопасности и антитеррористической деятельности, - говорит Гринграсс. - Но мне хотелось акцентировать внимание зрителей на более глобальной проблеме - на конфликте имущих и неимущих. Филлипс представляет одно из течений в водовороте мировой экономики, Муса к этому водовороту не имеет, увы, никакого отношения. Конфронтация двух диаметрально противоположных точек зрения показалась мне интересной и неизбитой. На поверхности - противостояние Филлипса и Мусы на фоне динамичного захвата судна. На поверку же выясняется, что и один, и другой являются лишь пешками в игре сил, которые формируют современный мир”.
“Я всегда придерживался той точки зрения, что фильмы должны быть не только захватывающими и интересными, - добавляет режиссер. - Они должны вызывать желание думать”.
Как бывшего документалиста Гринграсса всегда интересовали истории, скрывающиеся за кулисами очевидных событий. Будь то “Кровавое воскресенье” о бойне, которую британские солдаты учинили в Северной Ирландии, или “Потерянный рейс” об одном из захваченных 11 сентября самолетов, или “Не брать живым” о войне в Ираке. В то же время Гринграсс прославился своими захватывающими, динамичными триллерами, такими как “Ультиматум Борна” и “Превосходство Борна”.
Две сильные стороны режиссера - дедуктивный инстинкт и исключительное мастерство съемки картин остросюжетного жанра - сошлись воедино в фильме. В первую очередь Гринграсс стремился воздержаться от бравады об освобождении заложников, которыми частенько читателей и зрителей потчуют СМИ. “Как только Пол был утвержден в амплуа режиссера, нам стало ясно, что в его интерпретации истории о захвате корабля Alabama будет куда больше нюансов, чем в сюжете из новостного блока, - говорит Майкл Де Лука, продюсировавший фильм вместе со Скоттом Рудиным и Дэной Брунетти. - С самого начала Пол расставил все точки над “i”, заявив, что хочет рассказать эту историю настолько правдиво, насколько только возможно”.
“Для меня всесторонняя достоверность была крайне важна, - объясняет Гринграсс. - Мне хотелось передать всю цепочку событий и эмоций в той хронологической последовательности, в которой они происходили и возникали. Как следствие, нам пришлось провести разнообразные расследования во время подготовки к съемкам. Я никогда, начиная с подготовки и заканчивая монтажом, не забывал о том, что внимание зрителей надо заслужить. Нельзя полагаться на это, как на что-то само собой разумеющееся”.
Гринграсс хотел дать в фильме исчерпывающий ответ на вопрос “Откуда взялось пиратство?”.
“В книге Филлипса ситуация описывалась с точки зрения капитана, - говорит сценарист Билли Рэй. - Пол же хотел копнуть поглубже”. Сопродюсер Майкл Броннер, который уже давно работает с Гринграссом, провел глубокое исследование истории сомалийского пиратства и экономических предпосылок его возникновения. Одним из факторов стало исчезновение рыбы из сомалийских прибрежных вод в результате неконтролируемого лова в промышленных масштабах. А многие сомалийцы, живущие вблизи побережья, зарабатывали на жизнь именно рыбной ловлей. “Сомали была истощена гражданской войной, которая началась после свержения президента Мохаммеда Сиад Барре в 1991 году, - объясняет Броннер. - В то же время Евросоюз ужесточил правила рыбной ловли в промышленных масштабах, вынудив рыболовецкие флоты разных государств искать новые “рыбные места”. Сомалийское пиратство стало ответом местного населения на бесконтрольный рыбный промысел рыболовецких флотов других стран в территориальных водах Сомали.
Захват судов и требование выкупа за взятые в заложники команды стало единственным источником дохода для бывших рыбаков. Как только выяснилось, что подобная деятельность довольно прибыльна, в Сомали слетелись бандиты самого разного уровня. Под их чутким руководством сомалийское пиратство превратилось в транснациональное предприятие. Сегодня это организованное преступное сообщество с поистине глобальной инфраструктурой, которое получает финансовую поддержку не только из Африки, но и из Европы и Северной Америки.
Муса и его команда, отправленные на захват торговца, были лишь последним звеном сложной цепочки лиц, которые контролировали выгодный “бизнес”. Боссы пиратского конгломерата могут себе позволить жить в роскоши в стране с зашкаливающими показателями уровня бедности. Молодым сомалийцам приходится в буквальном смысле рисковать всем, чтобы попробовать вкус этой жизни. |