Малика Дауылбай
На главные экраны страны вышел самый ожидаемый фильм этого года - военная картина “Сталинград” режиссера Федора Бондарчука. Это одна из громких и масштабных кинолент, которую Россия выдвинула на соискание премии “Оскар”
Стоит отметить, что режиссерская работа Федора Бондарчука “Сталинград” - это первый фильм российского производства, который выпущен на экраны в формате IMAX 3D, это отличие сыграло немаловажную роль в восприятии ленты зрителями. Потому что трехмерное изображение ни к чему фильмам такого рода, ведь это не развлекательное кино, и ему не нужно прельщать взгляды надуманными спецэффектами.
Здесь важен сам рассказ о том, как нелегко было тогда, в 42-м, на берегу Волги...
Город-герой Сталинград, серый и мрачный, оборонялся как мог в самый разгар жестокой войны, когда немецкие фашисты почти оккупировали берег Волги, а советские войска только готовили наступление.
В это нелегкое время главным стратегическим объектом становится жилой дом - капитану Громову и его бойцам приказано не сдавать дом немецким войскам. И именно этот дом объединяет судьбы главных героев, становится настоящей крепостью и надежным тылом.
Советские разведчики под командованием Громова закрепляются в нем, чтобы любой ценой сохранить, даже ценой собственных жизней.
Кстати, прообразом дома в фильме стал легендарный дом Павлова и его история.
Солдаты находят единственную уцелевшую жительницу дома - девушку Катю, которая в юном возрасте стала практически молчаливым свидетелем всей жестокости и бесправия окружающей действительности. Присутствие Кати ясно указывает зрителю на любовную линию в сюжете, которая скрашивает своей нежностью зверство и жестокость военного режима.
С первых кадров зрители не успевают познакомиться с героями картины - режиссер постепенно раскрывает историю бойцов, лирически повествуя об их счастливой, еще довоенной жизни.
Например, история солдата Александра Никифорова, который до войны был знаменитым исполнителем и которого роковые сороковые превратили в замкнутого и жестокого убийцу. Так, во время исполнения Александром пронзительной арии внимательный зритель открывает для себя каждого героя фильма в отдельности и с чисто человеческой стороны понимает немецкого офицера Канна, который полюбил русскую девушку Машу и проклинает все на свете - русских... войну... безысходность.
Абсолютно все кадры городского сюжета Сталинграда серые и мрачные, поначалу это немного мешает восприятию, после приходит сознание того, что именно в 42-м на берегах Волги все вокруг было пропитано клубами пыли от постоянных выстрелов и разрывов снарядов.
Съемки проходили под Петербургом (поселок Саперный Ленинградская область). На бывшем военном полигоне были возведены беспрецедентно масштабные для российского кинематографа декорации. Фактически было построено несколько кварталов Сталинграда с элементами, знакомыми зрителю по архивным кадрам. Так, например, был построен прототип знаменитого фонтана “Детский хоровод”, который еще называют “Дети и крокодил”. Фонтан стал одним из самых узнаваемых символов Сталинградской битвы. Думаю, этот фонтан выступает трепетным символом будущей великой победы, мирного неба...
Одним из трогательных моментов картины являются сцены мощных батальных сражений, они трогательны и одновременно сильны, так как изображают всю непоколебимость духа народа во время страшной войны, от которой не убереглась ни одна семья Советского Союза.
Справка “НП”
Съемки фильма начались в сентябре 2011-го и продолжались около месяца. Затем работа возобновилась зимой, но основной съемочный период пришелся на 2012 год - с мая по август. В общей сложности съемочный период составил 79 дней.
Люди на роли в массовке утверждались исключительно самим режиссером. В массовых сценах было задействовано около 1000 человек. Костюмы, грим и оружие были детально проработаны для каждого из них. На площадке нет ничего случайного: автомобили, обрывки газет того времени, тумбы с афишами довоенных спектаклей и даже сигаретные окурки - все соответствует той эпохе. |