|
Ольга Шишанова
В ходе Международного кинофестиваля “Евразия”, не так давно прошедшего в Алматы и посвященного Центрально-Азиатской панораме, кыргызский режиссер и актер Артык Суюндуков предложил снимать совместные фильмы
А действительно, почему бы не попробовать? Сегодня уже никого не удивить фильмами совместного производства, и та киноиндустрия, которая чуть притормозила в 90-е, а потом словно взахлеб стала искать новых партнеров и новые идеи для воплощения на экране, лучшее тому подтверждение.
“Сейчас часто снимают фильмы совместного производства Франции, Италии, Бельгии и так далее. Вот мне кажется, над этим надо задуматься”, - заявил во время проведения “Евразии” Суюндуков.
Мысль не только, думается, правильная, но и интересная. Вот только почему-то страны Центрально-Азиатского региона этим пока “не грешат”. “Почему в Центральной Азии не делают этого, то ли это амбиции или парад суверенитетов?” - посетовал кыргызский мэтр, добавив, что “мы, кажется, дошли до какой-то черты, когда уже должны задуматься над этим”. Возможно, тогда он имел в виду свое, родное кино. Или киноиндустрию Центральной Азии, в том числе и Казахстана в целом. Как бы там ни было, приходится согласиться, что и в нашей стране пока наблюдаются только слабые потуги в этом направлении - совместных съемок с такими гигантами, как Голливуд, BBC...
На территории бывшего СНГ проходят конкурсы совместных кинопроектов, целью которых является выявление и финансовая поддержка талантливых проектов кинематографистов стран бывшего Союза, но, думается, нельзя сказать, что это именно то полноценное сотрудничество, о котором можно было бы говорить и даже мечтать. Несмотря на то, что такие конкурсы проводятся уже пятый год подряд, в прошлом году в состав жюри вошел казахстанский продюсер Сергей Азимов, было снято три совместных кинофильма, но воз, как говорится, и ныне там. Поскольку даже нашумевшая в этом году премьера кинофильма “Касым”, приуроченная к празднику 9 Мая и снятая, как говорили, чуть ли не в рамках Таможенного союза, стала практически первой совместной премьерой на территории СНГ. Поэтому не совсем понятно - для кого снимаются и где демонстрируются конкурсные совместные кинопроекты, если даже заседание жюри по их отбору проходит в закрытом режиме.
Вот разве что удалось узнать о киноленте “Шал” режиссера Ермека Турсунова. Этот фильм стал призером вышеупомянутого фестиваля “Киношок-2013”, после которого был продемонстрирован в рамках Дней национального кино Казахстана в Оренбурге. И на этом все.
Между тем, опять же по мнению Суюндукова, “у нас большие возможности, а значит, пора переходить от слов к делу”. Нельзя не отметить и взаимное влияние киноиндустрии стран Центральной Азии.
Например, известный кыргызский режиссер Эрнест Абдыжапаров полагает, что “в свое время Шакен Айманов оказал влияние на казахский кинематограф, эта волна оказала влияние и на нас”. При этом стоит заметить, что узбекское кино сегодня варится в собственном соку, напоминая некое болливудское направление. Казахстанское кино пусть и стремится в мировое пространство, но одновременно пытается соревноваться с Голливудом, с его художественными манерами.
Кино Кыргызстана, наверное, как сказал бы небезызвестный герой сериала “Секретные материалы”, находится “где-то там”, посередине. Несмотря на такие разрозненные характеристики, такое взаимное влияние может помочь найти способы вернуть своих зрителей. Более того, необходим диалог между поколениями. А для этого не мешало бы именитым режиссерам помочь ищущей молодежи найти свой образ в кино, свой стиль, приумножив достижения былых поколений.
Чем и отличился, кстати сказать, Санкт-Петербургский фестиваль кино, проходивший почти в одно время с нашим фестивалем “Евразия”. К слову, этаким гвоздем его программы, длившейся в Северной Пальмире почти десять дней, стала Неделя китайского кино.
Любопытно, что, хотя китайские кинематографисты вслух ничего не говорили о совместном творчестве между ними и россиянами, тем не менее результатом стало несколько новых проектов между молодыми китайцами и российскими мэтрами киноиндустрии. И это в то время, когда на китайский рынок пытается с размахом зайти Голливуд, стремясь преодолеть жесткую квоту на показ своих блокбастеров в Китае, где их предел строго ограничен государством - не более 32 картин в год.
К слову и к сожалению, в Казахстане такая цифра в несколько раз выше. А еще американцы активно и целенаправленно, несмотря на свои хваленые достижения, ищут способы скооперироваться с китайскими представителями киноиндустрии. Но, как оказалось, тут понадобился совершенно иной подход, на который каким-то образом сподобились россияне.
Тот же продюсер, актер и режиссер Джеки Чан, о котором мы недавно писали, судя по его отзывам, крайне увлечен и заинтересован не только гигантским китайским кинорынком, но и открывшимися перед ним возможностями посла нового китайского кино, в том числе и в Центральной Азии. Кроме всего прочего он славится выбором необычных и мало изведанных мест для своих новых фильмов. А Казахстан уже однажды попадал в обойму его предпочтений в этом вопросе - в ходе съемок фильма “Доспехи бога-3: Миссия зодиак”. После чего Джеки Чан даже заметил, что “не прочь соединить китайские кинематографические таланты с технической оснащенностью и драматизмом истории других стран”.
И тут, несомненно, казахстанцы могли бы предложить не меньше, чем россияне: и темы для новых сценариев, и психологическое напряжение отечественной истории, до сих пор таящей в себе множество белых пятен.
Однако совместное творчество киноидустрии Казахстана с китайским кинематографом (впрочем, как и с другими - западными и голливудским) пока ограничено показом нескольких документальных лент китайских кинематографистов, презентация которых в минувшем сентябре прошла не в Алматы или в Астане, как следовало бы ожидать, а почему-то в Западно-Казахстанской области.
В остальном - тишь и благодать: ни наши не рвутся на безбрежный китайский рынок, ни китайцы - на казахстанские прокатные просторы. Разве что фестивальный обмен стал чуть активней, да и то, в основном, с европейскими странами либо, как уже упоминалось, с государствами бывшего Союза. Но хотелось бы надеяться, что другого пути у кинематографа Казахстана и КНР просто не может быть. Впрочем, если Китай может обойтись без нашего рынка услуг, но почему бы нам не завоевать их рынок, благо похвалиться есть чем. И тут сценарий мог бы быть таким: сначала приятное знакомство, потом взаимовыгодный обмен, а в итоге - совместная работа над шедеврами, которые запросто могут утереть нос Голливуду. Вот только кто этим займется, переступив через собственные амбиции?
Астана |