Жанар Карбаева
Казахстанских кинозрителей ожидает еще одна технологическая встряска. Речь снова идет об объеме, только на этот раз острые ощущения предстоит пережить не глазам, а ушам. В минувший четверг впервые в Казахстане была представлена новейшая система многоканального источника звука Dolby Atmos
Сеть кинотеатров Kinopark Multiplex Cinemas ввела новинку в кинозале №5 Kinopark 11 Esentai. Это уже второй технологический продукт, представленный на одной площадке. Первой была установлена технология IMAX. Принцип действия Dolby Atmos основан на том, что звуковая дорожка фильма не монтируется на студии раз и навсегда. Она формируется для каждого кинотеатра с учетом акустических особенностей конкретно взятого зала и с использованием установленных в нем акустических систем. Точное позиционирование звука в любой точке зала создает естественное звуковое поле, помещая зрителя в центр происходящих событий.
Новая система звука позволяет не только воспроизводить статичные (фоновая музыка), но и динамические звуки (движущиеся объекты).
Дополнительные громкоговорители объемного звучания на потолке кинозала, на боковых стенах, а такие же громкоговорители на задних стенках проводят звук как динамический объект вокруг зрителя. Atmos выводит звуковые эффекты в новую плоскость, позволяя ощутить не только направление, но и вертикальную позицию источника звука. Иначе говоря, шум дождя доносится с потолка, а от шума поезда дрожит пол. На данный момент по всему миру проведено уже более сотни инсталляций Dolby Atmos.
Мировой дебют технологии Atmos состоялся в конце апреля 2012 года на выставке CinemaCon - на самом авторитетном кинотеатральном форуме в Лас-Вегасе ежегодно собираются монстры индустрии не только из Голливуда, но и из крупнейших европейских и азиатских студий. Именно им предназначалась демонстрация новой звуковой системы, которую инженеры Dolby разрабатывали в обстановке большой секретности. Первым фильмом, звуковая дорожка которого была записана по технологии Dolby Atmos, стала “Храбрая сердцем” от Pixar.
С момента появления первой звуковой дорожки кинотеатральный звук двигался по пути увеличения количества каналов. Когда кино стало звуковым, голоса актеров, шумовое оформление фильма и музыка звучали точно из центра экрана. Затем наступила долгая эпоха стерео, в которую по бокам зала стали устанавливать еще две акустические системы, сделавшие звуковое поле более объемным. Затем разработчики пошли еще дальше - они решили, что звук в кино должен окружать зрителей со всех сторон. Тогда динамики стали расставлять по всему периметру залов, но поначалу все задние и боковые колонки были подключены к единственному каналу воспроизведения. Это вызывало у зрителей ощущение объема, но определить положение источников звука в пространстве они не могли даже приблизительно.
Затем, чтобы сделать звуковые образы более ощутимыми, было решено разделить сарраунд-окружение на правую и левую части - так появился хорошо знакомый всем формат 5.1. Единица в его названии означает, что помимо пяти полноценных каналов он предусматривает отдельный сигнал для подключения низкочастотного динамика, так называемого сабвуфера. На данный момент именно по формуле 5.1 создаются саундтреки для подавляющего большинства фильмов, а самым распространенным стандартом кодирования звука стал Dolby Digital (DD). Его дебютом считается вышедший в 1992 году фильм Тима Бертона “Бэтмен возвращается”.
Основная заслуга создателей DD заключалась в том, что они сумели придумать способ упаковки и хранения шести каналов аудиоданных не только на электронных носителях, но и на кинопленке. Казалось бы, что еще нужно звукорежиссерам? Они ведь получили возможность погрузить зрителей в действительно правдоподобную звуковую атмосферу, но стремление к техническому совершенству стало причиной критики нынешних систем. Тогда оказалось невозможным четко разделить задние и боковые участки звукового поля.
И в рядах недовольных в первую очередь оказались создатели блокбастеров - именно им требуется максимально широкий набор средств эмоционального воздействия и именно они готовы оплатить любые инновации, если те заставят зрителя лишний раз прийти в кинотеатр, чтобы снова пережить необычные ощущения.
Так появился кинотеатральный звук с полным разделением боковых и задних каналов. Система его кодирования получила название Dolby Surround 7.1, а первым фильмом, саундтрек которого изначально был записан в новом формате, стала вышедшая в 2010 году “История игрушек 3”.
На этапе разработки Surround 7.1 специалисты Dolby осознали - сколько бы новых каналов озвучки они ни предложили, аппетиты саундпродюсеров будут только расти. Идея максимально детального и объемного воспроизведения звука в залах с разным количеством и качеством акустических систем в конечном итоге привела к созданию Atmos. Название намекает на “атмосферную” прозрачность, объемность и натурализм звуковой сцены. |