|
Ольга Шишанова
Русский чекист и грузинский кардиолог разработали операцию по решению любовных проблем молодого незадачливого дипломата - столь незамысловатый сюжет российской авантюрной премьеры, ожидаемой еще с мая наконец “засветился” в кинотеатрах Астаны
Изначально замысел полуторачасовой киноленты напоминает - правда, отдаленно, - старый добрый советский фильм “Старики-разбойники”. Разве что уже успел вызвать неоднозначные рецензии кинокритиков, хотя в целом, по мнению тех немногих зрителей, которые смогли посмотреть “Дед-005”, фильм довольно неплох. Кроме того, он может напомнить любую ленту, где едва ли не главным героем, а в данном случае - фоном, на котором разворачивается повествование, является либо город, либо определенная местность, могущая вызвать ностальгию у доброй половины аудитории. И нужно отдать должное режиссеру картины Аркадию Григоряну, в этом он не прогадал.
В принципе, легкий фильм с налетом благостной ностальгии, буйными красками мультикультурализма и несравненным Ереваном в качестве основного места действа - именно таким мог бы получиться фильм “Дед 005”. Но, по мнению все тех же кинокритиков, что-то не дало этому случиться, что-то помешало. Причем злые языки даже поговаривали, что, дескать, Григоряну только программу “Ералаш” снимать, режиссером которого он был довольно долгое время.
Как бы там ни было, непризнанный мэтр кроме ностальгии использовал в своей картине второй момент, а именно - он решил привлечь в свою работу заслуженных ветеранов киноиндустрии. Пусть слегка потертых, пусть полузабытых, но все-таки ветеранов. Как оказалось, это сработало. Впрочем, идея привлечения в киноленты заслуженных - это почти всегда беспроигрышный вариант, даже при не самом хорошем раскладе. Потому что если не пойдут на фильм, то просто пойдут ради того, чтобы посмотреть на того, кто когда-то и где-то у кого-то был воплощением “сбычи мечт”. А этот аргумент вам подтвердит любой дипломированный психолог.
Как бы там ни было, в данном случае рецепт успеха “Дед-005” должен был оказаться довольно простым. Режиссер приглашает давно, даже очень давно полюбившихся актеров на банальный, но с крепкой задумкой сценарий и позволяет в рамках картины любимцам публики изощряться в геройстве и прочих необходимых атрибутах, канувших в Лету, но благодаря главным героям благополучно воскрешенных на экране.
Как говорил один из героев бессмертного произведения английского писателя Клапки Джерома “Трое в лодке, не считая собаки” мистер Гаррис: “сити и не такое сожрет”, перефразировав, приходишь к выводу, что, да, действительно, зритель подобное оценить должен. Даже при всех видимых и невидимых недостатках, коих у фильма “Дед-005” достаточно. Конечно, можно при этом возразить, что у всех разные вкусы и мировосприятие, тем не менее все-таки никто не отменял понятий, что такое “хорошо” и что такое “плохо”. А с этим у фильма, думается, и вправду, “не очень”. Причем речь даже не идет о динамике или нестандартном подходе к воплощению, да и игра актеров на этом фоне откровенно выглядит слабенькой.
Впрочем, судите сами, насколько сюжет киноленты мог быть перспективным. В двух словах это выглядит так.
Бывший чекист, скучающий в отставке, узнает о том, что его внук, начинающий дипломат, а точнее - третий секретарь, что исторически всегда предполагало роль шпиона, попал в историю. Дело случилось в Ереване, где молодой парень влюбился в девушку, у которой уже имелся жених. Все бы ничего, но его дед, роль которого исполнил известный российский актер Сергей Шакуров, решает взять быка за рога, но не один, поскольку, понятно, что у секретного агента должен быть товарищ. И вот в этом амплуа боевого друга выступает Вахтанг Кикабидзе. Два старика-разбойника пытаются решить непростую задачу, стараясь соединить влюбленных, но методы, которыми они пользуются на протяжении всей картины, кому-то не нравятся, кого-то вводят в откровенный шок. Правда, как снова ехидничают киноманы, “гвозди под ногти никто не загоняет, но все равно от этого не легче”. А значит, вряд ли идея оказывается реализованной в полной мере, от чего наверняка не отказался бы не один режиссер.
Возвращаясь к актерскому ансамблю, стоит напомнить, что у многих, особенно у российской публики, появление Кикабидзе, даже в совместном произведении, подразумевающем интернациональный кастинг актеров, вызвало, мягко говоря, непонимание. И если Шакуров, который никогда не блистал игрой положительных персонажей, будучи неким средним между “плохим парнем” и несостоявшимся маэстро, в “Дед-005” на своем месте, играя роль отставного полковника спецподразделения, то грузинскому актеру многие наверняка могут припомнить “борьбу за неправое дело”, когда в 2008 году он публично поддержал войну Южной Осетии против российских миротворцев.
С тех пор прошло пять лет, однако Кикабидзе, если судить по его интервью, время от времени появляющийся в прессе, все тот же и убеждений своих не поменял. Более того, может, все это и прошло бы незамеченным, если бы в фильме не поднималась, правда, вскользь, тема несправедливой бойни, где за мирное небо над той же Грузией погиб 71 человек. Все это и заставляет смазывать идею, которая должна была бы стать во главу угла, как в “Кавказской пленнице” - романтические взаимоотношения между двумя героями - Анной, которую играет Анна Попова, и Андреем в исполнении латвийского актера Андриса Булиса. В фильме и без них, конечно, достаточно узнаваемых лиц, но вот только решение, чью сторону принять, останется за казахстанским зрителем.
Астана |