|
Айгерим Бейсенбаева
В кино не бывает случайных людей. Иногда режиссер с образованием оказывается беспомощным, выброшенный в буйную стихию кинематографа. Или наоборот, человек с улицы подхватывает “бациллу” кино и выдает продукт, заставляющий критиков жевать манжеты от напряжения.
Казахстанский программист с зарубежным образованием Сакен Жолдас решил пополнить ряды дерзких режиссеров без академической муштры. Сказать, что у него совсем нет образования, нельзя - Сакен Жолдас посещал лекции американского профессора кинематографии, обучавшего некогда самого Роберта Родригеса.
Осенью этого года новоиспеченный режиссер Сакен Жолдас представит свой дебютный полнометражный фильм “Он и она”. С афиш к фильму нам улыбаются обаятельные и свежие казахские лица. Улыбнется ли режиссеру прокатная удача, покажет время
Фильм режиссера Сакена Жолдаса “Он и она” рассказывает историю взаимоотношений парня и девушки, которые не соответствуют идеалам друг друга. Главные роли в фильме сыграли непрофессиональные актеры Жандос Айбасов и Динара Бактыбаева.
В эпизодах появятся казахстанские актеры Ануар Нурпеисов и Асылхан Толепов в образах своих героев из картин “Сказ о Розовом зайце” и “Жаужурек мын бала”. По сюжету ленты, на стене главного героя оживают постеры к фильмам и дают советы относительно личной жизни. Киностудия “Казахфильм”, как подчеркивают создатели, дала официальное разрешение на использование образов героев.
- Сакен, расскажите подробнее о фильме “Он и она”. Я слышала, история основывается на сюжете какого-то корейского фильма. Так ли это?
- На написание сценария романтической комедии меня вдохновили несколько картин, среди которых есть и корейские фильмы.
Первоначально, правда, я хотел создать римейк одного корейского фильма, но в итоге, когда мы написали сценарий, у нас получилась немного другая история - наша, своя. Казахстанская.
Кто-то увидит в ней отголоски фильма “500 дней лета”, а кто-то найдет сходство с известной мелодрамой “Дом у озера”. Одно я скажу с уверенностью: мы показали современную историю любви, нашу историю, в нашем городе, с нашими героями.
Для меня, как автора фильма, главное, чтобы зритель смеялся и переживал за героев, ощущал разные эмоции. Это будет значить, что работа наша удалась.
- До этого Вы снимали только социальные ролики. Почему решились взяться за полнометражное кино?
- Когда я учился в университете в США, я очень сильно хотел снимать, работать с камерой, писать сценарии. Первые из социальных роликов я снимал один, без команды, и мне приходилось выступать и оператором, и звукорежиссером, и работать с актерами. Но таким образом я получил хорошие практические навыки.
После я начал снимать коммерческие ролики, и только когда у меня появилась уверенность, что смогу снять полнометражный фильм, я взялся за этот проект.
- В последние годы градус доверия к отечественному кино заметно повысился. Как считаете, отечественный зритель уже готов к восприятию казахстанских фильмов настолько, чтобы ходить на них в кинотеатры?
- Конечно, наши фильмы не всегда оправдывают ожидания зрителя, но ситуация меняется в лучшую сторону.
- Около года в интернете осуществлялся поиск актеров. Сложно ли было найти подходящие типажи? Долго ли искали главных героев?
Расскажите об актерском составе. Это профессиональные актеры или просто яркие лица с улицы?
- Когда мы начали кастинг, у нас были сомнения в том, что мы сможем найти подходящих на главную роль актеров. Но после того, как мы запустили онлайн-кастинг, мы увидели потенциал, каждый день все больше и больше людей заполняло анкеты - в итоге мы собрали более 3000 онлайн-анкет за короткое время.
Дополнительно два месяца проходил живой кастинг, так мы нашли Динару и Жандоса - исполнителей главных ролей.
А на роли второго плана пригласили известных актеров театра и кино, среди которых Жанна Куанышева, Азат Сеитметов, Бахытжан Альпеисов, Айжан Нурмаганбетова, в эпизодах снялись Асылхан Толепов и Ануар Нурпеисов.
- Сколько человек прошли кастинг?
- Более 6000 человек.
- Вы не боялись брать на работу непрофессиональных актеров?
- Мы сразу решили, что на главные роли будем искать новые лица. Я верю, что среди нас много потенциальных актеров, они могут об этом не знать, работать в другой сфере, но стоит им дать возможность сыграть перед камерой, их потенциал может раскрыться.
К тому же у меня и раньше был опыт работы с актерами-новичками. Один из примеров - социальный ролик “Спасибо, мама”. Я провел кастинг в одной из школ Алматы, зашел в класс, послушал урок и выбрал мальчика, который в итоге снялся в главной роли. Это была его первая роль, и он отлично с ней справился.
Так было и с нашими актерами в фильме. Динару мы звали на пробы 5-6 раз, и с каждым разом она играла все лучше и лучше. Жандос по образованию режиссер, он недавно снялся в главной роли в картине Ермека Турсунова.
- Как Вы нашли спонсоров для съемок фильма? Известно, что наши олигархи не очень охотно вкладываются в это заведомо неокупаемое дело.
- Я думаю, нам повезло в этом плане, так как снимать кино - это очень затратно. И не каждый инвестор, даже имея средства, готов вложиться в такое рискованное дело.
Мне кажется, у нас в Казахстане сейчас готовы инвестировать в кино только те люди, которые сами по своей сути являются творческими людьми, болеют искусством. И нам повезло найти таких людей, мы сразу же нашли общий язык.
- Какой бюджет у картины?
- Бюджет фильма около 500 тысяч долларов.
- С какими сложностями Вы столкнулись в процессе съемок?
- Главные герои в фильме пользуются разными видами транспорта: метро, осел, лошади, такси, велосипед, мотоцикл, крутые тачки. Для этого Динаре (Она) пришлось научиться кататься на велосипеде, лошади и на машине.
Не всегда погода соответствовала нашим планам. Например, в фильме есть одна эмоциональная сцена в Парке 28 панфиловцев. По сценарию, день должен быть солнечным, и главная героиня у нас кормит голубей. В день съемок неожиданно пошел дождь, все голуби затаились на деревьях, и я, как режиссер, принял решение снимать сцену под дождем. В итоге сцена вышла еще лучше, а дождь придал сцене дополнительную глубину.
Последние два дня съемок были самыми сложными. Производственная команда снимала по 20 часов, и было всего 2 часа на отдых между съемочными днями.
- Вы планировали представить картину осенью прошлого года. Почему премьера отложена на год?
- Тут несколько факторов. После завершения съемок в июле 2012-го я понял, что очень устал. Съемки оказались сложными, утомительными. К тому же это моя первая полнометражная картина. И по окончании мне надо было собраться с мыслями, осознать свои действия. Тем более команда и продюсеры мне посоветовали немного отдохнуть от процесса.
Монтаж фильма я планировал сделать сам, а также серьезно подойти к процессу дальнейшего продвижения своего фильма, прокату, рекламе.
Я решил навестить друзей в Японии, а также встретиться с партнерами по постпродакшну в Южной Корее, чтобы основательно подготовиться, набраться идей и сил. Во время поездки у меня открылось второе дыхание, и я смог завершить работу с новыми силами. |