|
Елена Шеина
Его часто называют Тамерланом современного кино - все, за что он ни берется, тут же становится хитом продаж. В этом и заключается главная загадка Бекмамбетова: он не только талантливый режиссер со своим индивидуальным почерком, но и успешный продюсер. У него получается создавать популярные фильмы с использованием большого количества рекламы, не превращая их в ширпотреб, о котором забываешь уже через час после сеанса. Сам Тимур объясняет эту свою способность одной фразой: “Просто зрителя надо любить...”
Путь режиссера Тимура Бекмамбетова начинался так: в начале 90-х почти первым в России он начал делать качественные рекламные ролики. Затем молодой режиссер занялся производством музыкальных клипов для звезд российского шоу-бизнеса (например, клип “Жара” Юлии Чичериной) и, набравшись опыта, уже перешел к фильмам...
В превью “Ночного дозора” Бекмамбетова еще называли “казахским режиссером”, тогда он был известен лишь в узких рекламных и кинематографических кругах, да и в Казахстане, если уж быть честными, он был малознаком. Лично мне из его работ середины 90-х вспоминается лишь документальный фильм о проблемах Аральского моря.
После выхода “Дозоров” к “восточному” режиссеру Тимуру Бекмамбетову пришел грандиозный успех. О нем заговорили все. Ведь “Ночной...” и “Дневной Дозор” стали своеобразным прорывом в российском кинематографе, они максимально приблизились к голливудским стандартам. Там было все, чего всегда так не хватало нашим фильмам - сравнительно крупный бюджет, море спецэффектов и, самое главное, нестандартное видение режиссером происходящего.
Вслед за “Дозорами” Бекмамбетов снял “Иронию судьбы”, в успехе которой сомневались лишь единицы. Ожидания масс оправдались, фирменные спецэффекты Бекмамбетова сделали сиквел “Иронии судьбы” незабываемым. Может быть, именно эта черта и позволила ему добиться приглашения поработать с настоящим голливудским бюджетом и голливудскими звездами первой величины. Ведь Бекмамбетов один из немногих российских режиссеров, кому доверили снимать в Голливуде большое кино. В распоряжении Бекмамбетова были 150 миллионов долларов, сумма довольно внушительная даже для Голливуда, и главное достояние американской нации - несравненная Анжелина Джоли. Уже эти два обстоятельства обеспечили бы фильму хорошие кассовые сборы, но Бекмамбетов решил идти дальше и превратить “Wanted” в авторское кино с неподражаемыми спецэффектами и с постоянными экспериментами с сюжетом, трюками, актерской игрой.
Наиболее точно режиссера охарактеризовал исполнитель главной роли Джеймс Макэвой, при всех уважительно назвавший Бекмамбетова “безумным злым гением”...
Весь смысл фильма заключен в одной фразе: “Самые близкие друзья оказались главными врагами, а главный злодей оказался самым близким человеком”. Итак, Уэсли Гибсон - обычный клерк, который ежедневно проводит в офисе по восемь часов, над которым ежедневно “издевается” его шеф (припадочная жирная бабенка), девушка которого изменяет ему с его лучшим другом в обеденный перерыв, а сам он часто испытывает внезапные приступы учащенного сердцебиения по любому мало-мальски тревожному случаю. Все это нисколько не поднимает самооценки Уэсли, и он считает себя самым большим ничтожеством в мире. Все меняется после того, как к нему в аптеке подходит обворожительная девушка и рассказывает о том, что его отец погиб на крыше метрополитена и что он был величайшим в мире ликвидатором, оставившим Гибсону в наследство свои неординарные способности, о которых тот даже не подозревает.
С этого момента жизнь Уэсли круто меняется. Он становится членом таинственного Братства Ткачей, чей лидер, Слоан, расшифровывает приходящие с Ткацкого Станка Судьбы послания и отправляет ликвидаторов убивать тех, чьи имена выдал Станок... Тут Уэсли и учится управлять своими способностями. Становится киллером и готовится отомстить за смерть своего отца. Но главное шокирующее открытие ждет Уэсли впереди...
Фильм “Особо опасен” снят лишь на одном максимально натянутом нерве. Оторваться от экрана невозможно ни на секунду. Все в нем встряхивает и будоражит зрителя. Грохочущие вагоны, крупные планы, рапидная и замедленная съемки - весь визуальный ряд рассчитан на то, что человек ни на секунду не может оторваться от экрана. На протяжении всех ста минут Бекмамбетов постоянно ускоряет темп повествования, видимо, следуя русскому правилу, что градус ни в коем случае понижать нельзя.
Первая же экшн-сцена в “Особо опасен” с легкостью могла бы стать завершающей, настолько она красиво сделана. Вслед за сценой на крыше следует автомобильная погоня, затем показан очень точно переданный процесс возмужания Уэсли Гибсона, ну, а финальная сцена, где главный герой один уворачивается от тысячи пуль, наверняка войдет в историю мирового кинематографа.
Но удачные экшн-сцены лишь одно из достоинств фильма, прибавьте к этому еще правильно построенный сюжет картины и неплохую актерскую игру. Любую из героинь Анжелины Джоли вообще очень сложно затмить - хотя в большинстве случаев ее персонажи немногословны. Джоли - уникальная актриса, которая может передавать переживания своей героини одним взглядом, полуулыбкой или взмахом руки.
Видеть Константина Хабенского рядом с такими голливудскими звездами, как Анжелина Джоли и Морган Фриман, довольно непривычно, но, несмотря на свою довольно скромную роль, Костя смог полностью проявить свои способности.
Джеймс Макэвой продемонстрировал, на мой взгляд, лучшую игру за все годы работы в кинематографе. “Офисный” Уэсли Гибсон мягок, труслив, он даже плачет в голос, а его спина все время сгорблена. Ну а “ликвидатор” Уэсли в конце фильма уже совсем другой - он превратился в настоящего мужчину, волевого, сильного, не терпящего компромиссов. Сыграть, по сути, двух разных людей в одном обличье - очень сложная задача, с которой Макэвой справился просто блестяще!
В целом Тимуру Бекмамбетову удалось невозможное. Он правильно распорядился доверенными ему деньгами и полномочиями и создал принципиально новый боевик по мотивам комикса - боевик со смыслом и даже, в каком-то смысле, с философией.
Возвращаясь к вопросу о том, почему именно Тимуру Бекмамбетову доверили снимать этот фильм, можно сказать лишь одно - у него есть то, чего так не хватает сейчас Голливуду: живое и свежее воображение, способное каждую минуту генерировать все новые и новые идеи, придумывая то, чего еще нигде не было. А такие люди не только в Голливуде на вес золота... |