|
Айгерим Бейсенбаева
Леденящие кровь триллеры и ужастики - самое подходящее зрелище в летний зной.
От живописного, невероятно реалистичного вида стремительных лавин из зомби в триллере “Война миров Z” и в самую жару по коже пробегает неприятный холодок
Триллеры, подобные “Войне миров Z”, обычно не способны изящно подготовить зрителя к грядущему зомби-апокалипсису. Такие фильмы подходят к вопросу полного погружения в изучаемую тему прагматично и без затей - сразу после начальных титров вкрадчивым голосом с легкими нотками тревоги сообщаются детали катастрофы или предпосылки к ней. Либо зрители вместе с героями узнают все из лаконичных утренних сводок новостей.
“Война миров Z” относится к этому вопросу с показным безразличием. Вас бросают в самую пучину событий и оставляют барахтаться, задыхаясь от недоумения и недостатка нудной псевдонаучной информации. Первые минут двадцать зритель просто волочится за главными героями в надежде, что ему наконец объяснят, что за стихийный треш здесь творится.
Фильм снят по мотивам недавнего бестселлера писателя Макса Брукса “Мировая война Z” (2006). Главный герой - сотрудник ООН в отставке Джерри Лейн (Бред Питт) - со всем семейством оказывается в центре локальной вспышки глобальной болезни, повально обращающей пациентов в зомби за считанные секунды. Первые же сцены уличной анархии способны вышвырнуть зрителя из зоны комфорта - поражает скорость распространения заразы и поведение больных, не нуждающихся в постельном режиме. Потом градус напряжения, конечно, снижается, но поводов вернуться в адекватное состояние по ходу фильма не так уж и много.
Но вернемся к семейству Лейна. На правах бывшего специального сотрудника главный герой пристраивает членов семьи на эксклюзивный круиз по атлантическому океану, где в скромной обстановке отдыхают немногие уцелевшие. Сам же Джерри Лейн, который, согласно шаблонному представлению о главных героях боевиков, “давно не у дел” и “завязал”, отзывается с пенсии и засылается на особое задание по спасению всего человечества. К этому времени зрителя мало-мальски вводят в курс дела.
Прибегая к легкому шантажу, Лейна отправляют искать того, с кого все началось, первого пациента, по неосторожности заразившегося страшной болезнью.
Далее действие развивается несколько хаотично и непредсказуемо. Среди минусов - невнятность и некоторая нелогичность идеи и сюжета и, конечно, использование всех мыслимых и немыслимых шаблонов и клише, как по списку. Среди достоинств - национальный подход к борьбе с пандемией болезни зомби отдельно взятых государств. Задающая тренды в кинематографе КНДР обязала своих граждан к обязательному и поголовному удалению всех зубов. И правда, нет зубов - нет негигиеничных укусов, превращающих людей в патриотически несознательных зомби.
Израиль, в свою очередь, просто огородился от загнивающего мира высокой стеной. Но, как выясняется, ни гигиена ротовой полости, ни изоляция не дают стопроцентной защиты от лихорадки.
В целом, картина формирует атмосферу напряжения и накала, несмотря на слабую мотивированность некоторых сюжетных линий. Можно оценить экшн, динамику и масштаб, выгодно отличающие этот триллер от остальных собратьев по жанру, где действие в основном ограничивается придорожной забегаловкой или провинциальным городком при хорошем бюджете ленты.
Пугающий эффект фильма несколько ослаблен неадекватно спокойным поведением героев. Цивилизации в одночасье приходит конец, но никаких человеческих эмоций крупным планом вы не увидите. Семейство главного героя выглядит так, как будто они все вместе, включая младшую дочь, закалились в боях - ни эмоций, ни истерик. Когда папаша задумал спрыгнуть с крыши при первых признаках заражения, эмоциональный накал сцены застрял на нулевой отметке, и если близкие героя и переживали, то это осталось за кадром.
С другой стороны, и к поднадоевшим семейным ценностям, и к экологическим посылам, характерным для такого кино, создатели отнеслись индифферентно.
Внимательный зритель с сожалением отметит тотальное отсутствие юмора в этой картине. По этой причине зрители, утратив всякую надежду получить хоть какую-то комедийную разрядку между бойнями, начинают истерично хихикать над апатично бьющимися о стекло зомби-врачами.
Нагнетавшие интерес к фильму новостные заметки с пафосом сообщали, что за право снять этот очередной зомби-боевик боролись киностудия Бреда Питта и команда Леонардо Ди Каприо еще шесть лет назад.
Сложно представить себе интеллигентного Ди Каприо, бегающего от армий зомби, но и Бред Питт также не ассоциируется с героем, бездумно истребляющим полчища монстров. Не то, что бы не справляется - просто его участие в этом проекте выглядит как бездумная трата его актерского обаяния. |