|
Айгерим Бейсенбаева
Французский кинематограф - явление уникальное и самобытное. Это не голливудская “фабрика грез” и не волшебный “конвейер” Болливуда, тем не менее кинематографии Франции много десятилетий подряд удается поддерживать интерес зрителей всего мира.
В чем секрет? По мнению представителя ассоциации профессионалов французского кинематографа UniFrance films Жоэля Шапрона, секрет привлекательности заключается в разнообразии. “Мы снимаем все, кроме ужастиков”, - говорит господин Шапрон.
Мы можем оценить разнообразие французского кино - в Алматы проходит IV фестиваль “Французское кино сегодня”. Организатором по традиции выступили Ассоциация UniFrance Films и киноцентр “Арман”
В этом году в рамках программы фестиваля “Французское кино сегодня” состоится предпремьерный показ пяти полнометражных картин, недавно вышедших в прокат во Франции.
Открывает фестиваль комедия “(Не)жданный принц” (2012) режиссера Филиппа Лелуша. Главную роль исполняет известный швейцарский актер Венсан Перес. Знаменитый “Фанфан” приехал лично представить картину казахстанским зрителям. Компанию ему составил режиссер Филипп Лелуш.
К слову, актер Венсан Перес совсем недавно побывал в Казахстане, будучи гостем кинофестиваля “Евразия” в прошлом году. И, помнится, тогда он заверил поклонников, что был бы не против вернуться в Казахстан еще раз. Теперь ему представилась такая возможность.
|
“Ренуар: Последняя любовь” |
Также организаторы фестиваля представят комедию “Шутки в сторону”, (2012) режиссера Давида Шарона. Фильм рассказывает классическую историю двух полицейских, один из которых, как водится, серьезен, а другой - шутник, любитель комедий с Эдди Мерфи. В главных ролях актеры Омар Си и Лоран Лафитт. Фильм вышел во Франции около месяца назад и сразу же собрал более 2 миллионов зрителей, частично благодаря популярности актера Омара Си.
Он стал настоящей звездой после успеха фильма “1+1”, который во французском прокате вышел под названием “Неприкасаемые”. Этот фильм во Франции собрал 20 миллионов зрителей, побил все рекорды кассовых сборов и стоит на втором месте после “Титаника”.
|
“Ржавчина и кость” |
Фильм “Шутки в сторону” в Казахстане представляют режиссер Давид Шарон и актер Лоран Лафитт.
Среди фестивальных картин также драма “Ржавчина и кость” (2012) режиссера Жака Одияра, главную роль в которой сыграла популярная актриса Марион Котийяр, и драма “Ренуар. Последняя любовь” (2012) режиссера Жиля Бурдоса.
Есть в программе фестиваля и анимационная картина “Эрнест и Селестина: приключения мышки и медведя” (2013) режиссеров Стефана Обье, Венсана Патара и Бенжамена Реннера. Лента собрала более 900 тысяч зрителей во Франции, что очень много для национального анимационного кино.
Нынешняя ночь в программе фестиваля ознаменуется как “Ночь короткого метра”, до 6 утра зрители увидят четыре отделения свежих короткометражных фильмов.
О фильмах рассказывает Жоэль Шапрон, консультант Каннского кинофестиваля, вице-директор ассоциации UniFrance Films, занимающейся международным продвижением французских фильмов:
- “Ржавчина и кость” - это лента для широкого круга зрителей, в то время как “Ренуар” - это авторское кино. Это фильмы высшего качества, их показывали на Каннском фестивале в прошлом году.
|
“(Не)жданный принц” |
К тому же мы представляем анимационную картину “Эрнест и Селестина”. Несмотря на то, что это мультфильм для детей, это настолько серьезное кино, что его отобрали на прошлогодний Каннский фестиваль.
Презентуем мы и чисто коммерческое кино, поскольку такие ленты являются локомотивом всей кинематографической сферы. Это фильмы “Шутки в сторону” и “(Не)жданный принц”.
Эти две ленты пользовались большим успехом во Франции. “Шутки в сторону” на родине увидели более 2 миллионов зрителей.
- Господин Шапрон, французское кино прославилось романтическими комедиями. Какие жанры сегодня представляет французский кинематограф?
- Комедия - это жанр, благодаря которому французское кино стало известно во всем мире. Романтические комедии всегда пользовались популярностью у публики. Посмотрите хотя бы на американское кино.
|
“(Не)жданный принц” |
Сейчас разнообразие во французском кино выражено гораздо больше, чем 10 или 20 лет назад. Поскольку было время, когда у нас совсем не было детективов. А ведь мы когда-то были сильны в этом жанре - во времена активного участия в фильмах Жана-Поля Бельмондо и Алена Делона. Со времен прекращения деятельности этих актеров детективов практически не было, и вот только лет пять назад их начали снова снимать.
В 60-х годах снималось множество анимационных картин, потом во Франции был спад производства анимации. Понятно, что это очень дорого и долго. Но сейчас мы снимаем от 10 до 20 фильмов в год.
Также долго не было документальных лент для большого экрана, в основном все снималось для телевидения. Сейчас мы создаем, как минимум, 10 документальных фильмов - настолько качественных, что их можно показывать в кинотеатрах наряду с американскими блокбастерами.
Наверное, легче говорить о том, что мы не снимаем. Есть один жанр, которому практически не уделяется внимания во французском кино. Это фильмы ужасов. Этот жанр у нас не пользуется популярностью.
|
“Шутки в сторону” |
Вообще, по словам Жоэля Шапрона, в мир надо продвигать все жанры кино. И французский кинематограф силен именно своим разнообразием.
- Франция - первая страна во всем мире, решившая на государственном уровне защищать свою кинематографию, - подчеркивает господин Шапрон, - Не следует забывать о том, что если американское кино процветает, то это благодаря крупным корпорациям. В США кино - это частное дело.
Во Франции кинематограф - тоже частное дело, но регулируемое правительством. И регулируется очень жестко. Во Франции еще после Второй мировой войны поняли, как важно продвигать свое кино, поскольку, продвигая национальный кинематограф, ты популяризируешь культуру страны во всем мире.
Мы убеждены, что надо продвигать все свое кино целиком. Наше кино известно во всем мире благодаря своему разнообразию. И у нас есть лозунг “Без Брессона нет Бессона”, это означает, что без коммерческого кино нет и авторского. А если одно авторское кино, то никогда кинематография этой страны не будет известна за ее пределами. Потому мы так дорожим этим разнообразием. В прошлом году мы произвели 279 картин, из них больше 200 чисто французские, а остальные - копродукция. Мы предлагаем их прокатчикам в разных странах, и они уже сами могут выбрать, что интересно зрителям этого региона. Разумеется, нам очень важно показывать свое кино на фестивалях, но кроме этого мы бы хотели представлять свои фильмы в кинотеатрах.
На этом фестивале мы представляем всего пять фильмов, но с помощью этих лент мы показываем, что собой представляет французский кинематограф сегодня. |