|
Айгерим Бейсенбаева
Телеведущая Рита Жугунусова никогда не гналась за сиюминутным интересом зрителей. На протяжении 20 лет работы в кадре она не изменяла своим принципам, освещая лишь то, что действительно важно, - вопросы духовности, гуманизма и культуры. Она выпустила в эфир около десяти авторских программ, сняла несколько десятков документальных фильмов об известных исторических личностях и была автором цикла социальных роликов.
Зародить патриотизм в сердцах соотечественников, по мнению Риты, стоит не так дорого, как сегодня принято думать
Сейчас тележурналист Рита Жугунусова занята на новом телеканале “Бiлiм” - создает программу об образовании, нравственно-духовном курсе, внедренном в школах и детских садах, она автор сценария и продюсер передачи “Самопознание”. Также совсем скоро в эфир выйдет программа “Ученый совет”, рассматривающая проблемы науки в стране.
В интервью “НП” ведущая Рита Жугунусова рассказывает о первом появлении перед объективом телекамеры и рассуждает о проблемах современного телевидения:
- Все случайности закономерны, и на телевидение, как мне кажется, я попала не случайно. Это были “шаткие” времена - начало 90-х, я работала редактором в спокойной атмосфере книжного издательства “Жалын”. Тогда и у нас сокращали, но мне работалось спокойно.
В это время открыли первый коммерческий канал - КТК. И поначалу он небезосновательно имел славу “желтого” канала. Там крутились “пиратские” фильмы с гнусавым дубляжом. Программ практически не было.
Руководство активно подыскивало тележурналистов нового формата не просто читающих, но мыслящих. И я внезапно для себя прошла конкурс дикторов и попала в команду телеканала.
- Сколько времени понадобилось на то, чтобы из диктора вырасти в ведущего авторской передачи?
- На самом деле диктором я не проработала ни дня. Я сразу заявила, что хочу заниматься серьезными вещами, а не просто работать “говорящей” головой. Мне даже пришлось вернуться на прежнюю работу в издательство. Но через какое-то время мне позвонили и предложили создать собственную программу.
Я в то время начала интересоваться духовными вопросами и потому с интересом взялась за разработку передачи, посвященной теме духовности. Так родилась передача “Дорога к храму”. В те времена многие люди только пытались осознать свою религиозную принадлежность. И я в своей передаче рассматривала различные течения, позиционируя это не как религию, а как духовность. Надо заметить, программа пользовалась популярностью, несмотря на свою специфическую направленность. Она шла в течение пяти лет.
- Формат коммерческого канала предполагал творческую свободу для автора?
- Когда я делала свою программу, не было никакого давления или излишнего контроля. Мне давали полную свободу. Возможно, такая свободная атмосфера была только вначале, ведь мы стояли у истоков коммерческого телевидения в стране.
Многие известные сегодня тележурналисты начинали на КТК. Это была своеобразная кузница творческих кадров. Режиссеры, тележурналисты - все, кто хотел делать что-то нестандартное, свое, приходили на КТК и получали эту возможность.
После ухода с КТК я работала на телеканале “Хабар”, который открылся в 1996 году. Это также был прорыв для меня. Если КТК вещал только на территории Алматы и области, то “Хабар” охватывал всю страну.
- И Вам наверняка пришлось подстраиваться под формат канала? Времена творческой свободы остались позади?
- Мне не приходилось изменять своим идеям под прессингом руководства. Я всегда рассматривала темы, которые были мне интересны, - духовность, культура, история известных личностей.
Совсем другое дело - со временем необходимость в таких программах частично отпала. Когда канал только открывается, авторы хотят видеть в сетке вещания всю палитру тем и направлений. Но со временем, когда новый ресурс уже заявил о себе, в программе остаются все больше политические и социальные передачи, первостепенные. И легкие развлекательные шоу. Темы культуры и духовности отходят на второй план. Это большая проблема.
- Какое решение этой проблемы Вы видите?
- Мне кажется, единственным разумным решением станет использование системы, существующей в России и на Западе. Там давно успешно функционирует строгое разделение по тематике. Новостные каналы, детские, музыкальные, культурные, духовные, спортивные. Это сейчас активно внедряется и у нас. Каждый канал имеет свой формат, преследует свои цели. С экономической точки зрения, это также оправдывается - в цифровом семействе телеканалов один, к примеру, развлекательный, “кормит” другой - культуру или духовность.
- В этой системе есть минусы?
- Безусловно. Телевидение формирует мировоззрение зрителя, навязывает вкусы, стереотипы. Особенно сильное влияние оно оказывает на детей и молодежь. Если раньше юные телезрители получали некоторое воспитание, благотворное влияние, скажем так, то сейчас зритель сам волен выбирать, что смотреть. Это может быть пара узконаправленных каналов, и с другой тематикой, более полезной для развития личности, они абсолютно не соприкасаются. При строгом тематическом раскладе мы многое упускаем с воспитательной точки зрения.
Раньше я вела передачу “Дорога к храму”, зрителями которой были в основном взрослые люди. Но сейчас, я считаю, в стране назревает проблема духовности, религиозной необразованности. Функционируют непонятные духовные течения, секты, жертвами которых становятся молодые люди. Сейчас просто необходимы духовные программы, направляющие молодежь.
- Какие еще проблемы существуют сегодня в сфере телевидения?
- Я наблюдаю нехватку кадров. Много сейчас в кадре людей красивых, телегеничных, но по-настоящему творческих, думающих людей мало. Многие из телеведущих сегодня даже не умеют грамотно выражать свои мысли.
Мало настоящих личностей, интеллектуалов, кумиров, как это было раньше.
Досье “НП”
Рита Жугунусова - ведущая, режиссер телевизионных программ.
1991-1996 гг. - “Дорога к Храму” на КТК (автор и ведущая), ведущая вечерних новостей КТК.
1996-2012 гг. - Агентство” Хабар”: “Серебряная нить” (автор и ведущая), “Линия судьбы” (автор и режиссер цикла документальных фильмов), “Простые истины”.
Телеканал “Ел Арна” - программа о больших и малых городах Казахстана “Кош келденездер” (автор идеи и продюсер), имиджевые ролики “По дорогам моей земли”, “Дархан жолы даламнын” (о знаковых местах Казахстана).
2008-2012 гг. - “Побочный эффект” (автор идеи и продюсер). |