|
Айгерим Бейсенбаева
В кинотеатре “Цезарь” состоялся показ документальной картины режиссера Сергея Азимова “Поздняя любовь классика”, повествующая о глубоких чувствах казахского писателя Габита Мусрепова и молодой актрисы Раисы Мухамедьяровой.
Премьерный показ картины посетили самые выдающиеся личности культуры и искусства страны, среди которых были Бибигуль Тулегенова, Мухтар Шаханов, Асанали Ашимов, Ментай Утепбергенов, Жанна Куанышева и многие другие, в том числе и героиня картины актриса Раиса Мухамедьярова, которая после просмотра, не скрывая слез, призналась, что за этот час заново пережила всю свою жизнь
В начале 60-х годов вся алматинская богема была поражена громким романом литературного классика Габита Мусрепова и популярной артистки казахского кино Раисы Мухамедьяровой. Их брак стал предметом нешуточных пересудов из-за разницы в возрасте влюбленных - 37 лет.
Жизнь Раисы Мухамедьяровой - это сложный путь простой провинциальной девушки к вершинам казахского киноискусства. Попав в кинематограф случайно, она проснулась знаменитой после выхода на экраны картины “Песня зовет”.
Благодаря запоминающейся внешности и яркому драматическому таланту ее называли казахской “Джиной Лолобриджидой”.
Просмотр одной из картин с ее участием состоялся в Союзе писателей Казахстана, где и суждено было встретиться авторитетному писателю и совсем еще юной актрисе.
Чувства к молодой девушке вспыхнули неожиданно и были чем-то сильным, волнующим и несказанно прекрасным. Юная актриса же отнеслась к таким отношениям с большим и неразрешимым сомнением. Устоявшиеся нормы морали советского времени накладывали отпечаток на их отношения и не позволяли пойти на поводу чувств.
У Габита Махмудовича была семья - жена, дети, внуки, да и разница в возрасте была очень ощутимой...
И вот спустя много лет прекрасная женщина Раиса Мухамедьярова, заново переживая события тех лет, рассказывает историю своей трагической любви.
Это было трудное, но прекрасное время, наполненное счастьем единения и горечью разлук. Писатель Габит Мусрепов очень много путешествовал по миру, и от этого их встречи становились еще желаннее, а одиночество после расставаний пронзительнее. Они прожили в законном браке восемь противоречивых лет. Раиса подарила любимому двух прекрасных дочерей.
|
Кадры из фильма |
|
А в конце 60-х возлюбленные расстались, не выдержав сложности отношений, взаимного недовольства, непрекращающихся пересудов, людского неодобрения.
Такова история их любви, волнующая, предельно правдивая, рассказанная самой Раисой и письмами великого писателя, адресованными когда-то своей возлюбленной.
В основе картины “Поздняя любовь классика” - настоящие произведения эпистолярного жанра известного казахского писателя Габита Мусрепова. Письма эти были написаны на русском языке. И перевод их на казахский язык грозил бы потерей половины заложенного в них глубокого смысла. Именно поэтому картина была снята на русском языке.
Режиссер картины Сергей Азимов рассказывает историю создания документального фильма “Поздняя любовь классика”:
- Когда я начинал картину, подспудно мне помогала одна мысль о том, что нужно постараться реабилитировать эти большие, сложные, очень противоречивые чувства двух людей. Но потом я понял, что большие чувства в реабилитации не нуждаются. Просто необходимо максимально честно и деликатно рассказать о них. И как нам это удалось, судить уже зрителям.
|
Съемочная группа во главе с Сергеем Азимовым и Раисой Мухамедьяровой |
К созданию этой картины я шел, может быть, лет шесть или семь. Очень долго мы не могли получить разрешение. Нет, не на съемки! Очень долго мы не могли получить разрешение на доверие. И еще сложнее было оправдать это доверие.
Самое главное в жизни - это большие чувства. Без больших чувств не может быть большого писателя, большого политика, большого человека...
В картине - поступок великого писателя и великого мужчины. Это достойно подражания, сегодня среди нас осталось мало людей, способных на великие поступки.
А самое великое творение Всевышнего - это женщина. Ради женщины совершаются самые великие, самые красивые поступки.
Свои впечатления о картине высказала и Раиса Мухамедьярова:
- Очень сложно мне было согласиться дать письма Габита Махмудовича, которые были для меня самым сокровенным. Потому что это нечто сугубо личное, интимное. Я долго не могла расстаться с этими письмами, но Сережа (Сергей Азимов, режиссер картины. -
“НП”) нашел подход и убедил меня, что это необходимо. И я ему поверила.
Поверила, что он донесет все то значительное, важное, что было в наших отношениях с Габитом Махмудовичем. Все тонкости, нюансы.
И поймут ли другие люди эти чувства? Ту силу, которая нас связывала. Если поймут, хорошо, а если не поймут? Это ведь крах, так как очень сложно было решиться на такой шаг...
Но Сережа очень тактично, проникновенно, с пониманием отнесся к материалу, и у меня после просмотра не появилось чувства разочарования. Он показал все, как есть. |