|
Айгерим Бейсенбаева
Трехмерная анимация прошлого и будущего
Пластилиновые мультфильмы наравне с кукольными - первое анимационное 3D.
Но в отличие от компьютерных персонажей пластилиновые фигурки выглядят живыми и наивными, как, наверное, и положено героям анимации.
Известный мультипликатор из Израиля Рони Орен некогда прочно “завяз” в пластилине и теперь не мыслит жизни без этого теплого и липкого материала.
Он известен не только созданием мультфильмов, но и своей культурно-образовательной деятельностью - Орен разъезжает по миру, обучая детей премудростям лепки пластилиновых героев.
На днях Рони Орен посетил и Казахстан. Он провел мастер-класс для маленьких пациентов Научного центра педиатрии и детской хирургии Алматы
Лепка из пластилина очень важна для детей, считает Рони Орен. Она дает ощущение уверенности в своих силах, так как лепить из пластилина получается абсолютно у всех детей.
Известный аниматор Рони Орен в эксклюзивном интервью для читателей “НП” рассказывает о своем любимом материале, о составляющих успеха израильской анимации и о технологическом будущем пластилиновых героев.
- Господин Орен, Вы - профессор израильской академии искусств. Расскажите, насколько в Вашей стране сегодня востребованы специальности, связанные с мультипликацией?
- У анимации есть одно огромное преимущество перед остальными видами искусств - это язык, который понятен абсолютно всем. Один и тот же фильм обращается и к взрослым, и к детям. И это действует не только вне возраста, но и вне национальностей, пола и прочего.
В Израиле специальность “аниматор” очень популярна. В такой маленькой стране, у нас всего семь миллионов населения, только в нашей академии 170 студентов учатся на факультете анимации. Конечно, не каждый из них по окончании образования станет мультипликатором, но большая часть все-таки найдет себя в продюсерской деятельности и продвижении готовой продукции.
- Читала, что израильская анимация в последнее время набирает обороты. Проводится отдельный фестиваль “Анимикс”. К тому же анимацию из Израиля тепло встречают на различных кинофестивалях. В частности, хорошие отзывы критиков получили картины “Вальс с Баширом” и “9,99 доллара”. Чем, по-Вашему, обусловлен этот анимационный расцвет?
- Как раз этой популярностью, о которой я упомянул, но и она в свою очередь обусловлена подходящими условиями. Талантливых молодых людей много в любой стране. Но именно в Израиле они получают большие возможности в этой сфере.
У меня часто спрашивают: “На факультете столько будущих аниматоров, что они все потом будут делать, куда столько?!”. Я всегда отвечаю, что у меня нет тревог за их будущее, так как они все найдут себя, а их количество только улучшит качество. Естественный отбор. Все они попробуют себя в этом деле, и некоторые достигнут результатов, остальные же уйдут в смежные специальности, вытесненные более талантливыми сверстниками. Мы, конечно, могли бы ограничить набор, принимать всего пять-шесть студентов, но такого развития уже не будет.
Конечно, я связываю успех свежих работ с возросшей популярностью специальности среди молодежи.
В 2008 году израильский анимационный фильм “Вальс с Баширом” стал первым мультипликационным фильмом в истории мирового кинематографа, который номинировался на “Оскар” в категории “Лучший фильм на иностранном языке”. Все 11 мультипликаторов, работавших над картиной, - выпускники нашей академии искусств “Бецалел”. И, что интересно, это документальная анимация. Не самый коммерчески успешный жанр.
- Ваша студия выпустила более пятисот мультфильмов. Вы отдаете предпочтение пластилиновой анимации? Или используете какие-то другие техники?
- Я начинал с рисованных мультфильмов, но как только я впервые взял в руки пластилин, я буквально прилип к нему. Завяз в нем буквально и фигурально. Я использовал самые разные техники, но предпочтение я действительно отдаю именно пластилиновой анимации. Почему? В ней есть что-то личное и теплое. Герои получаются, как живые, наделенные душой.
И пластилиновые мультфильмы никогда не будут в массовом производстве - они всегда будут штучным эксклюзивным продуктом, так как содержат личный отпечаток автора. Опять же и в буквальном и в переносном смысле.
Когда речь идет о нарисованных мультфильмах или, к примеру, компьютерных, всегда есть возможность что-то скопировать и не делать все заново. Когда же мы имеем дело с пластилиновой анимацией, каждый персонаж приходится лепить заново.
К тому же каждый герой получается на редкость эксклюзивным. Ты слепил определенную фигурку - очень мала вероятность того, что другой художник сможет сделать ее точно такой же. Это возможно, но трудно выполнимо.
- К тому же это очень трудоемкий процесс. Сейчас ведь пластилиновые мультфильмы создаются так же, как и раньше? Бессчетные незначительные передвижения персонажей, покадровая съемка...
Пластилиновые герои современных ребятишек Уоллес и Громит “играют” в кино точно так же?
- Уоллес и Громит - фантастические персонажи!
Но только первый фильм с их участием был из пластилина. Остальные же картины снимались с помощью специально созданных фигурок.
На сложный алюминиевый каркас накладывались силиконовые формы. Потом фигурка запекалась для придания материалу прочности. И только руки и лицо Уоллеса и Громита делались из пластилина, так, чтобы передать их характерную мимику. Авторы серии сделали это для создания большего количества мультфильмов.
Полностью пластилиновые фигурки сложны в работе и недолговечны, в этом основная трудность.
- Как считаете, техника создания пластилиновых мультфильмов с дальнейшим развитием анимационных технологий не выйдет из обихода?
- Я уверен, что пластилиновая анимация не пропадет бесследно. Думаю, что новые технологии и рисованные фильмы соединятся в будущем с технологиями пластилиновых мультфильмов. Есть множество вариантов развития. К примеру, очень удачный вариант - пластилиновые герои с их живым обаянием на компьютерном фоне, дающем немыслимые визуальные возможности. Сейчас это уже есть, и, наверное, все будет развиваться именно в таком синтетическом ключе.
- Дорогое ли дело сегодня анимация?
- Мультипликация - очень дорогостоящее занятие. И будет еще очень долго оставаться дорогим. Особенно, когда речь идет о таких техниках, как пластилиновая анимация.
В компьютерной анимации для создания фильма нужны только мозги и компьютер. Однажды созданный персонаж может участвовать во многих картинах. Так же и вручную нарисованные герои. В нашем же случае играет роль человеческий фактор - героев нужно слепить, и потом начинается еще более кропотливая и трудоемкая работа.
Возможно, компьютерные технологии в мультипликации в ближайшее время настолько разовьются, что будут создавать иллюзию старых добрых пластилиновых героев и специфического пластилинового движения.
Пластилиновые мультфильмы, пользующиеся наибольшей популярностью у детей и взрослых СНГ, “слепил” известный аниматор Александр Татарский.
Именно он подарил детям такие мультики, как “Пластилиновая ворона” и “Падал прошлогодний снег”. А созданная им пластилиновая заставка для передачи “Спокойной ночи, малыши!” попала в Книгу рекордов Гиннесса по числу выходов в эфир.
Мировую известность получил английский аниматор Николас Парк, также работающий в технике пластилиновой анимации. Первый фильм он снял на чердаке родительского дома в возрасте 13 лет.
Парк создал серию фильмов с героями по имени Уоллес и Громит, также в широкий прокат вышла его полнометражная картина “Побег из курятника”.
Он четырежды лауреат премии “Оскар” за мультфильмы “В мире животных”, “Неправильные штаны”, “Стрижка “под ноль” и “Проклятие кролика-оборотня”.
Справка “НП”
Рони Орен - один из ведущих израильских аниматоров, художник, профессор израильской академии искусств “Бецалел”. Он владеет собственной студией, которая на данный момент произвела более 500 короткометражек и получила разнообразные награды.
Орен получил мировую известность не только как талантливый мультипликатор, но и как блестящий педагог, имеющий многолетний опыт работы с детьми. Методика Рони Орена получила признание и широко используется в разных странах. Придуманные и созданные им яркие и неповторимые образы помогают детям легко осваивать искусство лепки, развивать мелкую моторику, речь и эстетический вкус. |