|
Айгерим Бейсенбаева
Отечественные кинематографисты аккумулируют силы для проведения VIII Международного кинофестиваля “Евразия”. В Лос-Анджелесе тем временем завершился фестиваль “Казахстан: калейдоскоп картин”.
Кинофестиваль казахстанских фильмов состоялся в одном из самых престижных залов Голливуда - Режиссерской гильдии Америки. Фестиваль ознакомительного характера проводится уже второй год подряд, и в этот раз вниманию американского зрителя были представлены картины, снятые в последние пять лет, в том числе фильм Ермека Турсунова “Келин”, а также работы молодых режиссеров
О том, как встретили новое казахстанское кино в Голливуде, в эксклюзивном интервью для “НП” рассказывает Гаухар Нуртас, управляющий директор фестиваля.
- Наш фестиваль очень молодой, но постепенно он набирает обороты. Среди его гостей все больше влиятельных представителей Голливуда, которые внимательно смотрят наши фильмы.
На этот раз мы комбинировали показы, каждый из них состоял из короткометражного фильма, чаще всего документального, и полнометражной художественной картины. Это оправдало себя, позволило увеличить число участвующих картин и показать Казахстан более полно, во многом благодаря взгляду документалистов.
Расширилась и культурная программа фестиваля. Музыку Великой степи представили инструменталист Ержан Исин с помощью уникальной электродомбры, а также солистки вокально-инструментальной группы “Инжу-маржан” Ляйля Тажибаева и Айгуль Аужанова. Их выступления стали связующей нитью между старинными кюями и современными ритмами.
Кроме этого в Режиссерской гильдии Америки, где проходил фестиваль, мы представили две выставки - старинные казахские ювелирные украшения из серебра, текстильные изделия Айжан Беккуловой, а также очень редкая экспозиция казахстанских киноплакатов из коллекции Ментая Утепбергенова. Эту выставку представил сын Ментая Берик Утепбергенов. Среди них были и плакаты на фильмы Шакена Айманова, очень выразительный плакат для фильма “Игла” Рашида Нугманова и многие другие работы, которые отражают киноэстетику различных эпох отечественного кино.
|
Лики старого кино |
- В свете многочисленных побед Казахстана на олимпиаде в Лондоне повысился ли интерес к фестивалю?
- В Лондоне наши спортсмены блестящими победами укрепляли статус страны, и мы делали то же самое в Лос-Анджелесе с помощью наших фильмов. Многие гости фестиваля подходили к нам и поздравляли нас с победами наших олимпийцев.
Среди гостей фестиваля была многократная чемпионка мира по женскому боксу Дейзи Ланг. Как известно, в этом году женский бокс впервые вошел в олимпийскую программу, и казахстанская спортсменка Марина Вольнова завоевала первую для нашей страны бронзовую медаль в этом виде спорта. Дейзи искренне была рада за этот успех и поздравила организаторов фестиваля с этой победой.
Кроме этого в программе нашего фестиваля был спортивный фильм - драма Канагата Мустафина “Рывок”. Так что культура и спорт в этом августе шли бок о бок, поднимая флаг Казахстана в Европе и Америке.
- Кто из известных персон посетил фестиваль и видел казахстанские картины?
- Моим соведущим на открытии фестиваля стал известный голливудский актер Кэри-Хироюки Тагава. На церемонии было немало голливудских актеров, режиссеров и продюсеров. Среди них Майкл Мур - глава киностудии Raleigh Studios, Сид Ганис, который в недавнем прошлом возглавлял Американскую киноакадемию, продюсер Еркен Ялгашев - он известен своими американо-казахстанскими кинопроектами, директор фестиваля Восточно-европейского кино в Лос-Анджелесе Вера Миджоджлик, Хакки Субентекин - основатель Евразийского кинофестиваля в Нью-Йорке.
- Поделитесь интересной статистикой...
- Мы смогли показать 13 картин, в прошлом году их было 9. Расширилась культурная программа. В прошлом году у нас выступал ансамбль “Туран”, а в этом сразу два музыкальных проекта - группа “Инжу-маржан” и домбрист Ержан Исин. Мы провели также две выставки - это стало сюрпризом для гостей фестиваля. Во всем этом большая заслуга Казахского географического общества, которое выступило нашим главным партнером в этом году. Фестиваль стал возможен благодаря тесному сотрудничеству кинокомпании Mount Helix Films, посольства РК в США, почетного консульства РК в Лос-Анджелесе, киностудии “Казахфильм”.
Сейчас мы заняты разработкой концепции следующего фестиваля, который вновь перекинет культурный мост между двумя киностолицами - Алматы и Лос-Анджелесом.
Пару слов о мероприятии сказал Стивен-Чарльз Джаффе, один из организаторов фестиваля.
|
Ведущие фестиваля Гаухар Нуртас и Кэри-Хироюки Тагава |
- Господин Джаффе, какие впечатления произвели режиссерские работы последних лет? Были ли какие-нибудь необычные отзывы?
- Мы тщательно проводили отбор фильмов, и, судя по отзывам, наши усилия не были напрасны. Представители нескольких кинофестивалей уже высказали свой интерес к казахстанским фильмам.
На меня самое большое впечатление произвела картина Ермека Шинарбаева “Письма к ангелу”. Благодаря продюсеру фильма Гульнаре Сарсеновой режиссер смог приехать в Лос-Анджелес и лично представить свой фильм. При этом я выступил в непривычной для себя роли журналиста и организовал обсуждение фильма вместе с Ермеком после просмотра. Было много вопросов и от кинокритиков, и от зрителей. На мой взгляд, это картина мирового уровня. Сильно прозвучали на фестивале документальные ленты. Многих удивила картина “108 часов” Василия Мозжухина об экспедиции КазГео на Южный полюс. Это был самый экстремальный фильм фестиваля не только по сюжету, но и по условиям съемки. Исследование казахского фольклора в фильме “Волк на бубне” (Нелло Карреале, Карло Силиотто) содержало настолько красиво снятые музыкальные номера, что зал встречал каждый из них аплодисментами. Своеобразным ответом влюбленному в казахскую музыку композитору Карло Силиотто стал фильм Юлии Тихоновой “Мы увидим завтра”, посвященный американскому джазу. В его основе также любовь к музыке, фильм рассказывает о судьбе легендарного ансамбля Harlem Blues &Jazz Band. В целом кинопрограмма показала, чем живет сейчас казахстанский кинематограф. Ленты молодых режиссеров “Сказ о розовом зайце” (Фархат Шарипов), “Сделка” (Артем Ганцев) продемонстрировали потенциал нового поколения. А фильм “Диалог через степь” (режиссеры Арманд Ассанте и Еркен Ялгашев), посвященный форуму мировых религий в Астане, показал, чему мир может поучиться у Казахстана. |