|
Айгерим Бейсенбаева
Создатели всевозможных фильмов ужасов не особенно любят привлекать на главные роли известных узнаваемых актеров. Во-первых, дорого, а фильмы ужасов, как ни крути, зрелище на один раз.
Во-вторых, банальная психология. Зрители меньше переживают за героя с лицом голливудской звезды, подсознательно чувствуя, что с ним ничего плохого не случится.
Авторы мистического фильма ужасов “Женщина в черном” отдали главную роль актеру Дэниэлу Рэдклиффу, известному на весь мир Гарри Поттеру, и, как ни странно, не прогадали. Ведь многие зрители пошли на фильм не за возможностью качественно испугаться, а посмотреть на то, как британский актер будет вырываться из надоевшего амплуа
Начнем с того, что образ юного мальчика-волшебника слетает с молодого актера буквально в течение первых пяти минут фильма “Женщина в черном”, и никто в зале уже не выкрикивает: “Гарри, где твоя палочка?!”. Многие иронично называют данную роль Рэдклиффа дебютной, списывая со счетов десятилетний труд актера на съемочной площадке “Поттерианы”. Но, что ни говори, а школа актерского волшебства имени Дж. К. Роллинг пошла Рэдклиффу на пользу.
Сюжет мистической ленты “Женщина в черном” основан на одноименном романе английской писательницы Сьюзен Хилл, который даже пережил постановку на театральной сцене. Снята картина студией Hammer, которая считается маститым поставщиком ужасов на мировые экраны. Сначала создатели думали выпустить фильм в 3D, но потом отказались от этой идеи. И, как мне кажется, напрасно - вот где использование объемной картинки было бы более чем уместным и оправданным.
Сюжет картины хрестоматийный. Молодой человек не без собственных скелетов в шкафу едет в самую глушь для того, чтобы сунуться туда, куда не следует (едет он туда, судя по всему, на Хогвартс-экспрессе).
В кадре - викторианская Англия. Время само по себе пугающее - взять хотя бы эти викторианские посмертные фото... К тому же действие происходит в провинции - все это не может не бросить в дрожь цивилизованного джентльмена. Но наш герой не из робкого десятка (на самом деле, порой кажется, что инстинкт самосохранения у героев фильмов ужасов отсутствует по умолчанию).
Молодого лондонского юриста Артура Киппса (герой Рэдклиффа) засылают в самую глушь на самую грязную работу - перебрать документы, оставшиеся после кончины хозяина поместья Иль Марш. В начале зрителю тщательно разжевывают тот факт, что для Киппса эта пыльная работа с бумагами последний шанс укрепить свои позиции в компании и заработать на жизнь себе и своему единственному сыну. Только это объясняет то рвение, с которым он стремится попасть в усадьбу с мрачной репутацией вопреки уговорам и угрозам местных жителей. Сам антураж, окружающий фронт юридической работы Киппса, достоин похвалы. Усадьба окружена болотом, и ведет к нему одна дорога, да и та обнажается с отливом всего дважды в сутки. Конечно, к усадьбе прилегает уютное фамильное кладбище. В общем, поместье изолировано от деревенской суеты, и одновременно все рядом. Удобно.
Надо ли говорить, что стоило Киппсу сунуть нос в бумаги, как началась чертовщина. А по возвращению молодого юриста в поселок наметилась и первая жертва потревоженной черной женщины - деревенская девочка. Дальше бесстрашному герою, конечно, предстоит разгадать тайну этой леденящей кровь призрачной дамы, при взгляде на которую местные ребятишки начинают думать о суициде.
Вообще, этот фильм, несмотря на море использованных классических хоррор-приемов и штампов, является достойным представителем жанра. Конечно, как в любом ужастике, в картине “Женщина в черном” полно нелепых сцен. К примеру, на глазах у героя, выглядывающего из окна дома, из болота выползает нечисть, подходит к крыльцу и настойчиво стучится в дверь. Киппс при этом осторожно подходит к двери, уже зная, кто ломится в дом, для верности вопрошает “Кто там?”. И видно, что смешить зрителей никто не собирался.
Конечно, киноделы всех мастей, работающие в этом направлении, давно уже сообразили, что маленькая девочка в белом платьице на кладбище в ночное время суток нагоняет гораздо больше страха, чем сумасшедший маньяк с топором наперевес. Поэтому в таких жанровых фильмах всегда полно белокурых детей, одержимых бесами, белых платьиц, зубастых мороженщиков, пугающих до дрожи кукол, музыкальных шкатулок, механических игрушек и прочего.
Все это в мрачных стенах замшелых усадьб викторианской Англии, как в данном случае, создает соответствующую гнетущую атмосферу. И можно уже обойтись без неожиданных напрыгиваний на камеру, рек крови, пугающих мертвых лиц с пустыми глазницами и тщательно выверенных расстановок призраков в области досягаемости бокового зрения главного героя. Все равно будет страшно, причем не местами, а на протяжении почти всего хронометража фильма.
Картина, несмотря на отсутствие внятного сюжета, оригинальных находок, захватывающей истории, экшна и прочих радостей, держит внимание зрителя до конца, обладает каким-то мрачным обаянием и, в конце концов, непредсказуемым финалом. |