|
Жанар Секербаева
В Казахстане состоялась премьера фильма Александра Сокурова “Фауст”. В тот же день картина вышла в российский прокат. Режиссер завершил тетралогию на тему власти (“Молох” - “Телец” - “Солнце” - “Фауст”), задуманную им с 1980 года
Фильм Сокурова стал триумфатором на 68-м Венецианском кинофестивале в 2011 году. Это серьезный успех для всего российского кинематографа. “Золотой лев” стал первым значимым призом Сокурова, который он получил в год своего шестидесятилетия.
Награждение “Фауста” для Мостры значимо, поскольку подтверждена ее верность российскому кино: некогда директор смотра Марко Мюллер открыл фильмы Сокурова Европе.
Съемки “Фауста” проходили в Исландии и Чехии. Главным оператором “Фауста” стал француз Брюно Дальбанэль, известный по “Амели” и одной из частей “Гарри Поттера” и ныне работающий с Тимом Бертоном. Большая часть бюджета проекта была потрачена на воссоздание грандиозного средневекового замка под Прагой. В Исландии же проходили съемки финала ленты - уход Фауста по леднику. И, кстати, спустя несколько дней после окончания это место уничтожил вулкан с непроизносимым названием.
Отметим, что “Фауст” идет на немецком языке. Такое решение было принято из желания не отрываться от первоисточника.
В картине немного фантастического и совсем минимум эпического. Во главу повествования поставлены поступки и судьба человека. Александр Сокуров, отвечая на вопросы иностранных журналистов в Венеции, отметил, что фильм - не экранизация “Фауста” Гете. “Мы снимали заключительную часть тетралогии, это очень важно. Экранизацию Гете должен сделать немецкий режиссер, понимаете? Это работа для национального режиссера - я за нее и не берусь. Я делаю четвертую часть тетралогии, в которой использованы идеи и мотивы Гете. Мы коснулись всех фигур, которые оказали тяжелое, деструктивное влияние на жизнь европейской цивилизации. Гете все это предусмотрел, он уже тогда все это знал - поэтому и “Фауст”, - рассказывал режиссер.
Сюжетной основой фильма является первая часть поэтической драмы Гете, где повествование, в основном, строится на любовной линии Фауста и Маргариты.
Если вернуться к истории, то Иоганн Фауст родился примерно в 1480 году в немецком городе Книттлинген. Начав карьеру скромным учителем в Крейцнахе, он со временем стал путешествовать по Европе, выдавая себя за великого ученого. Фауст уверял, что может повторить чудеса Иисуса Христа или “воссоздать из глубин своего познания все произведения Платона и Аристотеля, если бы они когда-нибудь погибли для человечества”. После 1539 года следы легендарного доктора затерялись.
Легенда о Фаусте по-разному рассказывалась в “народной книге” - “История о докторе Фаусте, знаменитом волшебнике и чернокнижнике”, произведениях Лессинга, Клингера, английского драматурга Кристофера Марло (автора первой драматической обработки “Трагической истории доктора Фауста”) и трагедии Иоганна Вольфганга Гете. История Фауста волновала и музыкантов, в музыке ее увековечили Берлиоз, Вагнер, Бойто, Бузони, Малер и Шарль Гуно.
Хотя создатели картины сомневались в успешном прокате, на наш взгляд, фильм привлечет зрителя, которому интересно прочтение между строк великого литературного произведения Гете.
Нужно отметить, что Александр Сокуров работал с большим бюджетом (в некоторых открытых источниках указывается сумма в 12 миллионов долларов). Несмотря на это, режиссер впервые использовал спецэффекты, например, в сцене с гомункулусом или в сцене города, снятого с высоты птичьего (или ангельского) полета. Из киноактеров международному зрителю известна будет лишь звезда немецкого кино Ханна Шигулла. Антон Адасинский, мим и клоун, друг Славы Полунина, ныне - руководитель театра “Дерево”, сыграл в роли Маурициуса (Маврикия). Более жалкого образа дьявола современный мир, наверное, не встречал. Это слабое, несовершенное существо без капли обаяния. В конце концов Фауст в фильме избавится от него - забросает партнера горными валунами и пойдет дальше по пути зла, вдохновленный красотой одиноких гор.
Мефистофель изгнан, человек оказался беспринципнее самого дьявола. Нет для Фауста ни рая, ни ада, ни добра, ни зла, а значит, и судить его более некому... В каждом из нас есть этот Фауст.
Досье “НП”
Первые упоминания о “Фаусте” Сокурова появились еще несколько лет назад, когда режиссер закончил свою ленту “Солнце” и обмолвился, что цикл о власти (“Молох”, “Телец” и “Солнце”) должен быть завершен четвертым фильмом: “Фауст”. Но прежде чем взяться за этот проект, Сокуров снял “Александру”, поставил в Большом театре “Бориса Годунова” и лишь затем вернулся к своей незавершенной тетралогии.
Факт
Сокурова справедливо называют самым музыкальным из современных российских режиссеров, но в “Фаусте” не звучат ни сладкие звуки оперы Гуно, ни торжественные мотивы оратории Берлиоза, ни грозные хоры из шумановской интерпретации Гете, ни столь любимый режиссером Малер. Музыкальное пространство картины оккупировал оригинальный саундтрек Андрея Сигле - по совместительству продюсера картины. Здесь критики узрели деловое соглашение: Сигле добывает деньги на недешевый фильм, Сокуров увековечивает его музыку.
Примечательно, что и режиссер частично спонсировал съемки ленты из своего бюджета. |