|
Айгерим Бейсенбаева
Мы так привыкли к засилью жестокости в кино, что к добрым и наивным фильмам относимся с некоторым подозрением. Если фильм упорно сеет вечное, отринув привычную кинематографическую брутальность, мы с таким же упорством начинаем искать во всем этом хитрый подвох.
Хотя избранным авторам мы еще по привычке доверяем, так как некоторые имена лучше всякой рекомендации. Таким, к примеру, как Спилберг, который недавно представил мировой общественности свою новую работу “Боевой конь”
Сам факт создания подобной картины заставляет вчитаться в титры и текст афиши дважды - до просмотра и после. Точно ли Стивен Спилберг - главный режиссер фильма? Не продюсер ли, к примеру, как это заведено в последнее время. Но нет, все верно, режиссер действительно Спилберг. А главное, чувствуется почерк режиссера, но не хватает чего-то еле уловимого, какой-то “искры”, способной вдохнуть жизнь во весь этот громоздкий кинематографический механизм.
По выходе из кинотеатра в голове вертятся не мысли о дружбе, добре и мире, а вопрос, чего, собственно, не хватает этой масштабной красочной ленте и, как ни странно, слово “кусачки”.
В основу сюжета картины “Боевой конь” вошло одноименное литературное произведение некого Майкла Морпурго. Главная роль в картине отведена парнокопытному герою.
Мы наблюдаем за тем, как он рождается, делает первые шаги, ангажируется на ферму, впервые впрягается в плуг, “уходит в армию”... Все это время вокруг него снуют люди разного достатка, звания, национальности и политических взглядов. Но ближе всех этих людей, по большей части одинаково бережно заботившихся о нем, простой селянин Альберт, который становится коню верным другом на всю жизнь.
Главный герой прекрасен, норовист и смышлен. Переосмыслив слова одного писателя, можно сказать, что лошадь живет согласно основным скотским заповедям. То есть перед мордой коня все люди равны (правда, некоторые все-таки равнее) и он никогда не убьет человека, независимо от того, друг он или враг его родине. Тем не менее, гуманное животное сделало блестящую карьеру на войне, сыграв на свой манер роль в боевых действиях.
Вероятно в противовес основному персонажу и для того, чтобы оттенить выдающиеся актерские способности и киногеничную красоту парнокопытного, остальные актеры поданы несколько шаблонно и практически не отвлекают внимание зрителя.
Кроме того, бросается в глаза вопиющее отсутствие звездных лиц, что может объясняться опять же страхом режиссера перед нарушением вышеупомянутого противовеса, но, скорее всего, все дело в относительно небольшом бюджете картины.
В силу безмерного заострения внимания на судьбе главного героя - коня Джоуи, практически за бортом остались все остальные явления, отраженные в картине, такие как пьянство, бедность, дезертирство, патриотизм, любовь, масштаб и влияние мировой войны, наконец.
В картине есть практически все, что может сделать фильм настоящим шедевром. Кинематографический масштаб, отважный и немногословный главный герой, милая пастораль пейзажей отчизны, противопоставляющаяся серым топям чужбины, батальные сцены войны и камерные картинки мира, претендующее на “Оскар” музыкальное сопровождение.
А главное - вся эта история подана фирменным трогательным, наивным, местами ироничным языком Стивена Спилберга. Но, как уже говорилось, мастер не вдохнул жизнь во все это красочное действо, а может, бюджет попросту не охватил пунктов “Увлекательность” и “Интрига”.
Картина “Боевой конь” отличается обилием мелких кульминационных моментов и сцен в духе “Унесенных ветром”, ярко оттененных музыкой композитора Джона Уильямса, но, тем не менее, неясно тронет ли зрителя история спасения этого рядового. Зато, безусловно, любой оценит абсурд и иронию сцены с кусачками, которая одна на весь двухчасовой фильм вызывает настоящее эмоциональное оживление зрительного зала.
К слову, на пользу картине не идет и размеренное повествование в духе телевизионных сериалов - монтажные ножницы сделали бы фильм не только в два раза короче, но и в два раза интереснее.
Напоследок немного любопытных чисел и фактов. Несмотря на характерные черты характера и внешности главного героя - преданного жеребца Джоуи, его роль исполнили 14 разных коней. И, что закономерно, у картины 6 номинаций на премию “Оскар” на предстоящей церемонии: “лучший фильм”, “лучшая музыка” (Джон Уильямс), “лучшая операторская работа” (Януш Камински), “лучшая работа художника-постановщика”, “лучший звук” и “лучший звуковой монтаж”. |