Алла Иванилова
Еще каких-нибудь 20-30 лет назад электронные дневники, учебники, журналы и учительские казались фантастикой. Сегодня это реальность. Чиновники обещают к 2015 году обеспечить системой электронного обучения половину всех школ Казахстана, а к 2020 году - более 90 процентов организаций образования
Вчера в Астане прошел V Международный форум “Информатизация системы образования”. Казахстанские чиновники поделились с иностранными гостями своим опытом внедрения ноу-хау в образовательном процессе.
В отечественном образовании активно внедряются новые технологии. За пять лет компьютерами были обеспечены все школы страны. Если в 2001 году количество учащихся на 1 компьютер составляло 62 (этот показатель был самый лучший среди стран СНГ), то сегодня на один компьютер приходится 16 учащихся. Половина организаций образования имеют интерактивные кабинеты и оборудование, 98 процентов школ - доступ к Интернету, в том числе 37 процентов - к широкополосному.
В школах внедряется проект “Система он-лайн обучения”. Еженедельно лучшими учителями республики проводятся он-лайн уроки, семинары. К учебному процессу привлечены дети с ограниченными возможностями, которые не могут посещать школы. С этого года государство обеспечивает ежегодно три тысячи таких детей компьютерами, Интернетом и программным обеспечением для получения дистанционного образования. Всего в республике 9300 детей с ограниченными возможностями. Чиновники обещают в течение трех лет полностью решить эту проблему. На это в бюджете предусмотрено 5,6 миллиарда тенге.
В Казахстане создана республиканская межвузовская электронная библиотека, в которую входят 38 вузов Казахстана. В ней накоплено 90 тысяч учебников, около миллиона статей и пособий. Совокупный электронный каталог вузовских библиотек достиг 3,3 миллиона наименований и продолжает расти. В перспективе к системе межвузовской электронной библиотеки будут присоединены библиотеки колледжей и лицеев.
Возможности многих новых средств информатики уже опережают уровень специалистов, которых готовит 91 вуз страны. Поэтому государственные мужи намерены повышать уровень подготовки профессорско-преподавательского состава вузов.
В настоящее время 95 процентов предметов переведены в цифровой формат. Высшими учебными заведениями разработано около семи тысяч электронных учебников, 690 электронных тренажеров и задачников. Создано более 900 мультимедийных обучающих программ, 13 виртуальных лабораторий и 648 тестирующих программ. Однако, как отметил министр образования и науки Бахытжан Жумагулов, “качество цифрового контента пока низкое”. “Разработанные электронные учебники отражают лишь часть содержания школьных предметов. Будут ли они достаточно эффективными в учебном процессе и насколько соответствуют ГОСО?” - задался вопросом глава образовательного ведомства.
Новый этап информатизации образования связан с введением электронного обучения - е-learning. В этом году в рамках пилотного проекта 44 школы Астаны, Алматы и Карагандинской области переведут на электронный формат. Инфраструктура предполагает подключение школ и организаций ТиПО к сети Интернет с пропускной способностью от 4 до 10 Мбит/сек. В следующем году е-learning внедрят в 537 организациях образования, в 2013 - в 926, а в 2014 - в 1317. Таким образом, в половине всех школ к 2015 году будет электронное обучение, а к 2020 году - в более 90 процентов организаций образования. Пользу от этого, как уверены чиновники, извлекут все. “Родители смогут контролировать своих детишек, знать, как те обучаются. Дети могут получать электронные учебники, домашние задания, расписания, иметь форум, блог и чат посредством е-learning. Для преподавателей это распространение приказов, учебных материалов, оперативная отчетность”, - констатировал министр связи и информации Аскар Жумагалиев.
При этом, как подчеркнул глава Минобразования, “сохраняя действующую систему и не отменяя роли учителя, мы интегрируем традиционное и электронное обучение”.
В скором времени стационарные компьютеры в школах заменят “планшетниками” с достижением соотношения: один компьютер - один ученик. Сегодня тенденция перехода на планшетные компьютеры вместо стационарных отмечается во всем мире. Многие американские школы отказываются даже от ноутбуков в пользу iPad. В Казахстане к 2020 году запланирована поставка 83 тысяч планшетных компьютеров и ноутбуков для общеобразовательных школ.
При этом полностью заменять бумажные учебники электронными чиновники не торопятся. “Япония заменит бумажные школьные учебники на электронные в рамках проекта “Школа будущего”. США с 2009 года также начали работу по отказу от бумажных учебников. Мы же отказываться от традиционных учебников не планируем, а электронные ресурсы будем развивать и использовать параллельно. Наши цифровые ресурсы не в полной мере охватывают содержание действующих учебных программ”, - заметил Бахытжан Жумагулов.
В рамках е-learning предполагается разработка цифровых образовательных ресурсов по всему курсу среднего, технического и профессионального образования в течение ближайших трех лет. На 2012 год государство выделит более двух миллиардов тенге, на которые планируется создать пять тысяч ресурсов по школьным предметам и две тысячи по предметам ТиПО.
Астана |