|
Фарида Галиева
В конце октября в Лондоне впервые состоялся фестиваль казахстанского кино. 12 фильмов отечественного кинематографа привезла в столицу Великобритании компания “Разведка Добыча “КазМунайГаз” в честь пятилетия своего IPO на Лондонской бирже
За пять лет, прошедших с момента выхода на Лондонский фондовый рынок, компании удалось добиться многого: за эти годы активы компании увеличились в два раза, превысив четыре миллиарда долларов. И сегодня РД КМГ - не только одно из успешно развивающихся нефтедобывающих предприятий Казахстана, но и компания, которая стремится внести свой вклад в продвижение казахстанской культуры за рубежом.
Недельный фестиваль казахстанского кино в Лондоне, по сути, стал первой возможностью для британских зрителей увидеть сразу несколько лучших произведений казахстанских режиссеров - как современных, так и классиков советского периода.
Нельзя сказать, что раньше фильмы отечественной киноиндустрии не демонстрировались западным зрителям. Однако это происходило больше в рамках конкурсных кинофестивалей. Да и работы, выставлявшиеся на суд жюри, были преимущественно из разряда “авторского кино”. Теперь же искушенному британскому зрителю предоставили возможность посмотреть как уже известные конкурсные работы, так и другие фильмы, представляющие разные жанры, разные поколения режиссеров и актеров и совершенно по-разному рисующие образ Казахстана.
“Здесь чувствуется концентрация энергии - от стремления делать фильмы для местной аудитории также, как и для международного артхаусного показа - это черта, исчезнувшая с большей части Европы в результате сложного регулирования (Франция), бюрократии (Германия), путаницы (Италия) и требований рынка (Великобритания)”, - так охарактеризовал кинокритик авторитетного международного издания Британского института кинематографии Sight and Sound Ник Роддик уровень развития кинематографа в Казахстане.
Целую неделю, с 24 по 30 октября, зрители заполняли залы современного пятизального кинотеатра Apollo в центре Лондона рядом с площадью Пикадилли на Риджентс-стрит. Несколько сотен человек смогли увидеть и оценить самобытную культуру страны, известной в мире больше своими природными богатствами. “Я хотела бы поаплодировать организаторам этого фестиваля за их благородство и смелость, поскольку для празднования собственной значимой даты они выбрали показ классических и современных фильмов своего народа, - сказала генеральный менеджер кинотеатра Apollo Piccadilly Circus Тома Дим на приеме по случаю пятилетия IPO РД КМГ и открытия недели казахстанского кино. - Я знаю, что это позволит привлечь внимание широкой аудитории к богатой истории и яркому будущему Казахстана и его киноиндустрии, внимание, которого эта страна действительно заслуживает”.
Такую высокую оценку организаторы заслужили в первую очередь благодаря весьма удачному отбору показанных фильмов и поддержке крупнейшей и старейшей киностудии в стране “Казахфильм”.
|
“Кыз Жибек” |
Британскому зрителю были представлены как ставшие классикой казахстанского кинематографа “Кыз Жибек” (этот фильм открывал программу фестиваля как один из лучших казахских фильмов, созданных на киностудии “Казахфильм”) и “Транссибирский экспресс”, так и новые произведения отечественных режиссеров: “Кочевник”, “Мустафа Шокай”, “Заблудившийся”, “Ликвидатор”, “Рывок”, “Возвращение в А”, “Подарок Сталину” (он закрывал Неделю казахстанского кино в Лондоне) и многие другие.
Причем ленты представляли отечественные актеры и продюсеры этих картин: Берик Айтжанов, Карина Абдулина, Максим Акбаров, Айдархан Адильбаев, Карлыгаш Мухамеджанова.
Кстати, РД КМГ привез в Лондон и нашумевшую картину “Келин” Ермека Турсунова. В свое время депутаты парламента требовали от Министерства культуры “разобраться” с режиссером и сценаристом, показавшим на экране первобытные страсти, развернувшиеся вокруг женщины. (Впрочем, большая часть казахстанских зрителей после просмотра картины в кинотеатрах придерживалась более благосклонного мнения, заявляя, что “именно такие фильмы делают кино величайшим из искусств”). Западный зритель уже видел и оценил эту картину. Первый казахстанский “немой” фильм (в картине не произносится ни одного слова) завоевал гран-при в Монако на благотворительном кинофестивале, а также был признан лучшим игровым фильмом и получил приз за лучшую операторскую работу на Евразийском кинофестивале в Нью-Йорке. “Келин” был представлен в шорт-листе премии “Оскар” в номинации “Лучший фильм на иностранном языке”, однако в список номинантов на кинопремию так и не попал.
|
“Небо моего детства” |
В Лондон привезли и фильм о детстве, юности и становлении президента Казахстана Нурсултана Назарбаева “Небо моего детства” режиссера Рустема Абдрашева. Весной этого года фильм с успехом прошел в прокате в казахстанских кинотеатрах.
Британские зрители смогли увидеть и оценить и “свежую” продукцию “Казахфильма” - был показан фильм “Жеруйык” Сламбека Тауекела, посвященный теме насильственного переселения народов в Казахстан в 30-е годы. Его премьера состоялась летом нынешнего года. А также законченный только в сентябре этого года фильм о судьбе воина-афганца, вернувшегося спустя много лет в Афганистан, - “Возвращение в А” Егора Михалкова-Кончаловского. Это первый отечественный фильм в формате 3Д.
В программу кинофестиваля вошли фильмы “Рывок” Канагата Мустафина, историческая драма “Биржан сал” Досхана Жолжаксынова и Рымбека Альпиева о драматичной истории жизни легендарного народного певца и композитора Биржана Кожагулова. А также эпическая драма “Кочевник” по сценарию Рустама Ибрагимбекова.
Еще одна историческая драма, показанная британцам, - “Мустафа Шокай”. Фильм рассказывает о жизни и судьбе Мустафы Шокая - человека, мечтавшего объединить под единым тюркским знаменем народы Средней Азии. Картина показывает долгие маршруты его эмигрантской судьбы - Туркестан, Кавказ, Турция, Франция. Этот фильм в Лондоне представляла Карина Абдулина, сыгравшая супругу Шокая - оперную певицу Марию Горину, пожертвовавшую своей карьерой ради мужа.
|
“Транссибирский экспресс” |
В целом выбранные казахстанские картины оказались весьма разнообразными по жанрам: от исторической драмы (“Кочевник”, “Мустафа Шокай”) и детектива (“Транссибирский экспресс” и “Кто вы, господин Ка?”) до остросюжетного боевика (“Ликвидатор”) и мистического триллера (“Заблудившийся”). По сути, были представлены картины на любой вкус и возраст. Возможно, именно поэтому фестиваль казахстанского кино привлек так много зрителей. Многие, выходя из зала, говорили о том, что увидели не “шоу”, а “смысл, глубину и красоту человека”.
Кстати, наш фестиваль в Лондоне совпал с несколькими крупными в кинематографе событиями - двумя фестивалями британского кино с участием Мадонны и Киры Найтли, фестивалями иранского, корейского и российского кино. Организаторы последнего всерьез опасались (впрочем, не без оснований), что зритель на сей раз предпочтет знакомому российскому незнакомое казахстанское кино - дело в том, что Россия представляла свои картины в том же кинотеатре, что и Казахстан.
Оказывавший поддержку фестивалю Посол Казахстана в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии Кайрат Абусеитов, выступая на приеме, посвященному 5-летию IPO компании и открытию Недели казахстанского кино, заявил, что на его памяти “это едва ли не первый кинофестиваль отечественных фильмов в Лондоне”. И горячо поблагодарил компанию РД КМГ за то, что она “способствует построению культурных связей между Казахстаном и Великобританией посредством фестиваля казахстанского кино”.
Остается надеяться, что “юбилейный” фестиваль казахстанского кино, организованный АО “Разведка Добыча “КазМунайГаз”, станет теперь доброй традицией, благодаря чему в Соединенном Королевстве смогут больше узнать о культуре и самобытности страны, находящейся в центре Евразии. |