|
Анна Шелепова
Умирать красиво - наша профессия
“Шварценеггер повздорил со Сталлоне! Съемки переносятся на завтра”, - такого рода сообщения нередко приходят от коллег по съемочной площадке на мобильник 36-летнему Нурлану Алтаеву, одному из лучших каскадеров страны.
Актер-постановщик трюков работает в группе каскадеров NOMAD из сорока человек под руководством Жайдарбека Кунгужинова. Иногда казахстанских экстремалов в шутку так и называют - Жайдарбек и сорок разбойников
Каскадеров считают артистами второго плана, зритель не видит их лиц на экране. Они всегда остаются за кадром. “Впрочем, зрителю это и ни к чему. Мы привыкли к своей работе. Главное, чтобы драки, битвы, падения, пожары и взрывы, конные баталии, катастрофы выглядели реалистично и захватывали дух”, - говорит Нурлан.
Между тем, если посмотреть демозаписи откровенно безумных трюков, где горящие каскадеры мчатся на лошадях, выполняют стойки на руках во время скачек, получают страшные удары от противников, становится как-то не по себе от мысли, что все эти трюки выполняют живые люди, у которых вроде бы тоже должен быть инстинкт самосохранения и здоровое чувство страха. Ведь от их таланта и профессионализма зависит не только блеск эпизодов, но и собственное здоровье и жизнь. К переломам каскадеры относятся как к обычному явлению в их жизни, к счастью, среди казахстанских каскадеров не было серьезных трагедий. Ведь все трюки так или иначе связаны с опасностью. К примеру, есть “французское падение”, где лошадь на скорости падает вперед, а человек назад. Или есть “завал со свечей” - лошадь встает на задние ноги и падает назад вместе с всадником, и у каскадера есть доли секунды, чтобы отскочить в безопасное место.
Бывает, один и тот же эпизод приходится повторять. Так, на съемке фильма “Монгол” Сергея Бодрова приняли участие 19 наших каскадеров и 12 наших же лошадей. Съемки шли от рассвета до заката. Во время съемок умерла лошадь - от смены климата, высоты и давления у нее разорвались легкие. Сцены ночной битвы в горах требовали концентрации, выдержки, упорства. К тому же погода постоянно менялась. Но каскадеры участвовали в трюках и на суше, и на воде, приходилось скакать без поводьев. Вот в этом-то бою Нурлан Алтаев получил серьезную травму: перелом ноги в трех местах и сложный вывих.
- Я повторял трюк несколько раз. Падая с лошади, сначала недолетел до камеры, потом перелетел ее, в третий раз смотрел только на камеру и сломал ногу!
Операция прошла успешно, теперь его коллеги называют каскадером с железками.
Каскадеры из команды выполнили сложнейшие трюки и в историческом кинофильме “Кочевник”, где очень много боевых сцен, массовых конных баталий, падений с лошадей.
По словам собеседника, в нашей стране школы каскадеров как таковой нет. “Все ребята - бывшие гимнасты, акробаты, джигиты, конники. У нас уклон на конные трюки. Конечно, есть отличные конники и в Чечне, и в Испании, но равным казахам по конным трюкам нет - это отметил Бодров”, - рассказывает Нурлан.
Опять же именно казахстанских каскадеров специально пригласили в фильм “47 ронинов” (драматический боевик режиссера Карла Эрика Ринша. В главной роли - Киану Ривз. Мировая премьера состоится 21 ноября 2012 года. -
“НП”). Казахстанские джигиты сыграли самураев.
- Я дублировал одного из главных самураев, меня опять убивают в картине. Никогда бы не подумал, что буду вот так запросто общаться с Киану Ривзом. Он, кстати, отличный наездник. Достаточно простой в общении. Я работал и с Натали Портман, она такая общительная, маленькая, веселая. Я узнал ее только потому, что рядом с ней был здоровый охранник.
Когда американцы увидели наше видео, они сказали только одно: “Казахи - сумасшедшие!” Ведь столько трюков никто не делает, тем более без страховки и на живых лошадях. К примеру, японцы делают трюки на чучелах из силикона! В итоге в японских фильмах, конечно, все это выглядит натурально, но мы работаем вживую, поэтому именно к нам поступают предложения из Голливуда.
- Нурлан, с чего началась Ваша карьера каскадера?
- Я родился в Талдыкоргане. Отслужил в ВДВ, приехал в Алматы. Никого на знал, работы не было. Устроился вышибалой в ночной клуб. Позже стал начальником охраны. Познакомился с ребятами, которые были каскадерами. Они меня позвали к себе, посмотрели, как я обращаюсь с лошадью, оружием, оценили физподготовку. Пригласили заниматься для себя, но денег не было. До 2002 года я работал бесплатно.
Но я мечтал и ждал с детства, что когда-нибудь стану каскадером. А с лошадьми умел управляться с детства - дедушка был табунщиком. Он и привил любовь к лошадям с ранних лет.
- Как проходит Ваш обычный день?
- Я не представляю, чтобы мой день начался, к примеру, с проверки электронной почты... Каждый день я обязательно езжу на лошади, хожу в спортзал, отрабатываю трюки, падения.
- Когда Вы приезжаете на съемки с голливудскими звездами, эти люди интересуются Вашим происхождением, страной, национальностью?
- Обычно многие просто не знают о существовании нашей республики. Когда им приносишь фотографии наших городов, природы, они искренне удивляются!
- У Вас есть предел риска?
- Я никогда не сяду за руль. Это мое внутреннее табу. Осознаю, что могу недооценить степень риска и оказаться опасным для других...
- Как Вы считаете, Ваша профессия востребована?
- Мы не получаем бешеных зарплат. Многие ребята быстро ломаются. В профессии остается один из десяти. Но получаем доход именно со съемок, когда нас приглашают в картины. Как я уже говорил, наши конники участвуют в съемках голливудских фильмов, в российских картинах, но в Казахстане нас не знают, поддержки нет. В общем, в профессии остаются единицы, только фанаты.
- Какие перспективы у каскадера?
- У меня стаж работы с 1997 года, и мне всегда давали такую роль, где нужно было красиво умереть. Теперь же я делаю ставку на актерскую карьеру. И первым казахстанским фильмом в мировом прокате должна стать гангстерская мелодрама “Весь мир у ваших ног”. Режиссер картины - Саламат Мухаммед Али. В этом фильме у меня главная роль, я играю племянника мафиози и наконец покажу свое лицо. Эту роль я ждал семь лет, даже сменил прическу специально для картины - отрастил волосы.
Досье “НП”
Группа каскадеров NOMAD под руководством Жайдарбека Кунгужинова образована в 2003 году на базе конно-акробатического номера “Номад” Казахского государственного цирка. В составе группы 40 профессиональных каскадеров, 30 голов специально обученных трюковых лошадей.
Нурлан Алтаев - один из лучших каскадеров страны, постановщик трюков, актер. В числе основных проектов, в которых он был задействован, фильмы “Кочевник”, “КЕК” (в качестве постановщика трюков), “Монгол”, “Кто вы, господин Ка?”, “Ваше высочество” (США). Помимо конной акробатики владеет искусством фехтования, занимается восточными единоборствами.
В целом, каскадеры группы NOMAD работали на одной площадке с такими мировыми актерами, как Киану Ривз (“Матрица”, “Скорость”), Колин Фаррел (“Александр”, “Спецназ города Ангелов”, “Особое мнение”); Стивен Лэнг (“Аватар”, “Безумный спецназ”); Натан Джонс (“Неудержимые”, “Троя”); Натали Портман (“Леон”, “Звездные войны”: “Эпизод 1-3”); Шон Бин (“Троя”, “Властелин колец”, “Братство кольца”), и так далее.
В эти дни казахстанские каскадеры снимаются на одной съемочной площадке с Сильвестром Сталлоне, Дольфом Лундгреном, Арнольдом Шварценеггером, Брюсом Уиллисом, Джейсоном Стэтхэмом, Чаком Норрисом, Жаном-Клодом ван Даммом, Джетом Ли - в фильме “Неудержимые-2”, съемки которого сейчас проходят в Болгарии.
|