|
Константин Маскаев
На днях в редакцию заглянул наш давний знакомый Владимир Степанов - моряк и яхтсмен с Каспия, предпринимавший попытки в одиночку обогнуть морским путем Землю. Настоящий мореход. Поэтому уместнее говорить, что он нагрянул, налетел, окатил, а затем зажег и обаял. Неизменно целеустремленный, громкий, широкий, могучий дядька с большими сильными ладонями. Я бы даже назвал его “дяхоном”. Морским дяхоном, разумеется
Именно он и рассказал, что через день-два сорвется в Актау, потому что там вовсю идет подготовка к большому событию в мире парусного спорта. И он просто изнывает, что немножко подзастрял в нашем сухопутном мире, в Алматы, так ему надо в Актау, к друзьям-товарищам, родному берегу, морю и своей яхте.
Хорошо, что любая рутина когда-нибудь заканчивается или ее можно просто на время прервать. И мчаться туда, где волна и ветер.
В конце недели, 30 июля, стартует парусная регата крейсерских яхт на Кубок Каспия “Золотой нактоуз”. Продлится она до 10 августа. Что это за штука такая - нактоуз, чуточку позже.
Мне кажется, Степанов аж подпрыгивает, когда говорит об этом событии - так он его ждет. Всегда оставался и организатором, и активным участником. И дико сожалеет, что процесс подготовки проходит без него. Потому и спешит. Теперь уж добрался, звонил. Доволен. Сказал, все идет по плану.
Регата на Кубок Каспия уже имеет свою историю. Организуется в молодом городе Актау и проводится на восточном берегу Каспия с 1990 года. Девиз этого праздника для настоящих мужчин и сильных женщин: “Каспий - море Дружбы!”. Вообще-то этот лозунг был выдвинут еще в 1987 году и был адресован всем Прикаспийским государствам. Но, как никогда, говорит Степанов, он актуален именно сегодня. Каспий - общий дом для тех, кто живет на его берегу. Поэтому приглашения получают все.
В Актау встречаются яхтсмены из разных стран и городов. Каждый раз, выходя на старт, они демонстрируют незыблемость парусного братства и еще, и еще раз подтверждают примат дружеских отношений над разногласиями.
Но сегодня в связи с активизацией хозяйственной деятельности на акватории Каспийского моря оргкомитет выдвинул еще один актуальный лозунг: “За экологически чистый Каспий!”
Данные соревнования относятся к гонкам первой категории сложности со всеми вытекающими требованиями по обеспечению безопасности плавания. Проводятся на яхтах заводской и самостоятельной постройки. К участию допускается неограниченное количество яхт любых организаций и частных лиц из Казахстана, России, Азербайджана, Ирана, Туркменистана.
По опыту прошлых соревнований за “Золотой нактоуз” борется более десятка яхт. К слову, пользоваться двигателями на дистанциях регламент регаты запрещает. Только ветер и парус!
В этот раз для самых бывалых и опытных предложены дистанция в 530 миль и несколько этапов. Первый - десятимильная гонка по треугольной дистанции в акватории Актау. Затем переход Актау - Махачкала, который составляет 170 миль. Десятимильный “треугольник” на Махачкалинском рейде. Далее 240-мильный переход от Махачкалы до бухты Киндерли и возвращение в Актау - еще 90 миль. В завершение еще одна 10-мильная гонка в акватории Актау.
Начинающие яхтсмены и яхтоводцы класса “микро” поборются за “Серебряный нактоуз”, преодолев в общей сложности дистанцию в 210 миль: от Актау до бухты Киндерли и возвращение с тремя гонками в обоих пунктах пребывания.
Каспийское море считается одним из самых ветреных в мире. Море, которое в течение нескольких часов может продемонстрировать полный набор ветров со всех направлений: от штилей до штормов, потому что даже штили бывают разные.
Из своих командировок на Каспий я привез убеждение, что в этом море своеобразная короткая крутая волна. И чем меньше судно, тем интенсивнее его перекладывает и болтает. Яхты при всем их великолепии и внушительном виде - все же небольшие суда. И хождение по Каспию требует и особых навыков, и отваги, и максимального напряжения сил и нервов. Это море позволяет яхтсменам набрать такие нужные морские квалификационные мили. А кому-то и взять главный его кубок.
Собственно о кубке. Это и приз, и главный символ соревнований. Вообще нактоуз - это специальный ящик или шкафчик, в котором расположен судовой компас, а также некоторые другие навигационные инструменты. Наряду со штурвалом это важный орган управления судном. Нактоуз - такой же символ навигации, как и парус, и штурвал. Только штурвал или парус - это открыточные символы для обывателей, а нактоуз - это для тех, кто в курсе.
Кубок “Золотой нактоуз” учрежден Союзом молодежи ПО ПГМК и изготовлен в 1990 году мастером инструментального цеха РМЗ Игнатом Киенко по эскизам художника Александра Шумихина. На нем уже можно прочесть имена когорты из полутора десятков победителей. Большинство из Актау. Лишь три раза Кубок достался Баку, Махачкале и Тольятти.
Старт регаты - это праздник для всех жителей города. Обслуживает регату бригада опытных судей республиканской и международной категорий.
Наша газета всегда поддерживает проекты, которые в своей основе несут здоровый образ жизни, демонстрируют активную жизненную позицию, позитивно представляют Казахстан. Мы рассказывали о прежних экспедициях Степанова, поэтому с удовольствием вновь дадим ему слово. Степанов взял в редакции вымпел и баннер с символикой нашей газеты, собирается разместить их на корпусе и парусе своего судна. Обещает высылать подробные отчеты о прохождении регаты и фотографии. Так что наших читателей ждет увлекательное путешествие под парусами.
|