|
Наталия Цой
В Алматы есть настоящий уголок Франции, где повсюду звучит мелодичный язык, на котором объяснялись в любви друг к другу короли и королевы, придворные фрейлины и высшая знать. Ведь когда-то считалось нормой читать в оригинале бессмертные произведения Мольера и говорить друг другу “mon cher”. Сегодня этим французским премудростям учат в гимназии №25 имени И. Есенберлина
И действительно, гимназия №25 - это единственное в южной столице учебное заведение, где более 50 лет углубленно изучают французский язык. Она была открыта в 1937 году. Несмотря на то, что школа рассчитана на 600 человек, на данный момент в ней обучаются 806 учеников.
О том, что первое место в гимназии принадлежит именно французскому, говорит многое. И в первую очередь, различные педагогические методы, направленные на его изучение. Например, он введен в программу 1-го класса. Результатом такого раннего изучения является тот факт, что учащиеся 5-х классов показывают хорошие результаты освоения программы углубленного изучения языка.
Учителями кафедры иностранных языков адаптированы программы с 1-го по 11-й класс, так как гимназия работает по своей технологии. Ведутся спецкурсы, где изучают историю, литературу и культуру Франции по авторским программам учителей, работающих в старших классах. Созданы учебные пособия для их ведения. Это “Ежедневный французский” (“Le Francais quotidien”), “Французский разговорный”.
Для учащихся 9-11-х классов составлена авторская программа и учебные пособия спецкурса “Культура Франции”, которые включают наиболее важные периоды истории Франции, информацию о наиболее известных писателях и их произведениях, о самых ярких явлениях архитектуры, живописи и скульптуры.
Одним из результатов углубленного изучения французского языка стали ежегодные победы учащихся на городских и республиканских олимпиадах. Особой гордостью коллектива гимназии является награда золотой знак “Yркер”, которой были удостоены 4 учащихся.
Естественно, что не менее пристальное внимание уделяется и общей образовательной программе. Требования к учебе и успеваемости жесткие. С первых дней преподаватели дают детям полную нагрузку, не давая времени на “раскачку”. Такая схема дает свои положительные плоды - базовое образование у гимназистов более чем качественное.
К таким положительным результатам можно отнести тот факт, что за последние три года общая успеваемость учащихся 1-11-х классов держится на уровне 100 процентов. Высокий уровень знаний учащиеся гимназии стабильно показывают на ЕНТ. Результат прошлого учебного года - 14-е место в рейтинге образовательных школ города и 2 выпускника со знаком “Алтын белгi”.
Интересно то, что уже в начальной школе идет предметное обучение. То есть учителя разбиты по предметам, и каждый из них ведет свой урок. Преимущество такого метода преподавания в том, что нет возможности “добрать” несколько минут, которых, возможно, не хватило.
“Если вы помните, традиционно в начальных классах все предметы ведет один учитель, - говорит директор гимназии Газиза Аманбай. - И если вдруг не хватило времени объяснить новую тему или разобраться со сложными вопросами, например, по математике, то у учителя есть возможность занять немного времени у следующего урока, менее трудного. Предметное же обучение дисциплинирует преподавателей”.
А с 1-го по 4-й класс трудовое обучение в школе ведется на казахском языке, что очень помогает в изучении, так как подразумевает его использование уже сейчас, в настоящее время.
Значительным подспорьем в успешном учебном процессе являются группы продленного дня. Это очень актуально в условиях занятости родителей. То есть в начальной школе ребенок с 9 утра до 6-7 вечера находится в школе. Это означает не только выполнение домашнего задания, но и дополнительную нагрузку - английский язык, информатика, хоровое пение, хореография, со второго класса - кружок французского языка.
Необходимо отдельно сказать о преподавателях. Все они являются специалистами, владеющими передовыми инновационными технологиями в области образования, ведущие активную опытно-экспериментальную и научно-исследовательскую работу. Из 75 учителей 26 человек имеют высшую категорию, 19 человек - первую, двое - кандидаты наук.
“Это школа, где работают не только молодые специалисты, но и учителя пенсионного возраста, - говорит Газиза Абдыкалыковна. - Тут четко прослеживается преемственность поколений. И сегодня в школе работает ее бывший директор - Галина Григорьевна. В этом году мы отметили ее 75-летие. Она преподает историю, и по сей день на ее уроках нет равнодушных учеников”.
Среди выпускников гимназии много известных политиков, финансистов, бизнесменов, врачей, деятелей науки и культуры. Имена К.-Ж. Токаева, Д.Сембаева, А.Байгенжина, Ю.Аношина, А.Кельберга, А.Карипжанова, В.Жириновского и многих других известны не только в Казахстане, но и за его пределами.
Кстати, именно Касым-Жомарт Токаев в 2003 году во время своего визита в родную школу рассказал о том, что в стену вестибюля в 1963 году был замурован кубок с посланием тогдашних выпускников. В 1970 Токаев с одноклассниками нашли его, прочитали и тоже написали свое письмо будущим поколениям.
И уже после, в 2004-м, во время ремонта этот кубок был действительно найден. И там действительно лежало послание тех, первых, комсомольцев в... 2017 год. В гимназии продолжили традицию, вложив в кубок свое письмо с посланием теперь уже в 2030 год. И сегодня он по-прежнему стоит в вестибюле, храня в себе мысли и пожелания нескольких поколений выпускников.
Фото Андрея Халина и Талгата Галимова |