|
Наталия Цой из Сеула
Практика, когда юные соотечественники уезжают за образованием за границу, уже стала обыденностью. В основном это страны Европы, где и английский можно выучить в совершенстве, и “ненашей” культуры набраться. Но на этот раз речь пойдет о Республике Корея, куда впервые отправились учиться наши казахстанские школьники
Во всяком случае, удивлялись тому, что они поехали за знаниями в Страну утренней свежести, не только их родные и знакомые. Даже в консульстве, куда родители подростков обратились за визами, растерянно развели руками - мол, студенческие визы мы уже оформляли, но “никогда еще не приходилось делать их для школьников”.
Но все по порядку. Дело в том, что владелец средней школы Bibong High School в Южной Корее Хон Сук-Бо специально приехал в Казахстан, чтобы пригласить на учебу наших детей. Кстати, так как в Bibong есть сильнейшая в Корее команда по дзюдо, то одним из основных требований к подбору студентов было то, чтобы они уже занимались этим видом спорта.
Помимо того, что эта школа готовит не просто спортсменов и настоящих чемпионов, в ней даются фундаментальные знания, причем очень хорошие. История Bibong High School началась в 1960 году. Ее основателем стал Хон Гун-Пе, дедушка нынешнего владельца.
|
Г-н Хон Сук-Бо со студентами из Казахстана |
Школа находится в живописных окрестностях Сеула - городе Хвасун. Сегодня в ней обучаются около 2000 учеников. Из них только 50 занимаются дзюдо.
В этой школе все необычно. Даже учебный год у них начинается не в сентябре, как мы привыкли, а 2 марта. Расписание уроков тоже может повергнуть в шок. Дети приходят в класс в 8 утра, а покидают его в... 9.30 вечера! Дело в том, что их день чрезвычайно насыщен. Посудите сами. Сначала час самоподготовки, потом три урока по 50 минут. После те же 50 минут выделяются на обед или ланч. Тут необходимо немного остановиться и обратить внимание на несколько факторов.
Первый - это порядок и почти армейская дисциплина. Школьники самостоятельно строятся в две шеренги: мальчики - слева, девочки - справа. Сначала это удивляет, а потом становится понятно, почему. Оказывается, столовая разделена строго на две части, а мальчики и девочки кушают отдельно друг от друга.
Как ни странно, но при полной наполняемости тут нет беспорядка. Каждый берет столько еды, сколько съест. Из столовых приборов только ложка и палочки. Такое понятие, как вилка, отсутствует. Но это не мешает быстро и с аппетитом поглощать вкусный обед.
Меню простое, но сытное. Конечно же, рис, к нему жареное мясо, острые салаты и местные деликатесы. Самое трудное для казахстанских учащихся в том, что полностью отсутствуют хлеб и чай, без которых мы вообще не представляем себе привычный дастархан. Всю пищу они традиционно запивают холодной водой.
После ланча еще четыре урока. И один дополнительный - для тех, у кого возникли трудности с учебой и нужна помощь учителей. Ведь будущие бизнесмены и политики прекрасно понимают, что именно сейчас они закладывают ту базу знаний, на которой позже будет строиться их дальнейшее образование.
А потом наступает время, которое называется в школе часом чистоты. Каждый день школьники вместе с преподавателями убираются либо в самой школе, либо на ее территории.
|
Средняя школа Bibong High School |
И ничего зазорного в этом нет. А главное, результат такого бережного отношения, как говорится, налицо. В здании дети ходят только в сменке, причем разуваются у самого входа. А на дорожках вокруг школы вы не найдете ни одной бумажки.
Примером являются сами взрослые. Например, директор самолично может пройтись по территории с ведром и специальными щипцами в руках.
Потом, потрудившись, все идут на ужин. И последние полтора часа посвящены опять же самоподготовке. Дети не только делают домашние задания, но и помогают друг другу. Чувство “плеча” тут сильно развито.
Кстати, это самое чувство плеча сразу почувствовали и казахстанцы. На вопрос учителя на первом уроке “Кто хочет помочь иностранным студентам адаптироваться в школе?” поднялось несколько рук.
Вообще необходимо отметить необыкновенную доброжелательность учеников и ничем не прикрытое любопытство. А еще открытость и легкость в общении. И мальчишки, и девчонки, причем и из других классов тоже, заходили в класс, где занимаются казахстанцы, и поднимали руку в приветственном жесте “Хай!”. Сначала это смущало, уж слишком много внимания. Потом стало понятно, что их интерес вызван лишь желанием познакомиться с новенькими из другой страны, о которой, возможно, некоторые услышали впервые.
Отдельно хочется рассказать о церемонии открытия учебного года. И снова это не привычная в нашем понимании линейка с нестройными и бубнящими рядами нарядных школьников. Никаких цветов и сокращенного дня. После двух уроков учителя и ученики направляются в зал, где рассаживаются по местам.
А еще перед началом посещает тревожная мысль: “Как можно успокоить почти 2000 детей, которые не виделись целые каникулы и теперь торопятся через весь зал поделиться своими новостями?” Но тревога оказалась напрасной. Стоило распорядителю взять в руки микрофон и произнести только одно слово (к сожалению, не известно, что он сказал, так как свидетель этого действа не знает корейского языка), как воцарилась полнейшая тишина. Словно кто-то просто взял и выключил звук. Это опять же к вопросу о дисциплине.
Итак, церемония выглядит следующим образом. Открытие начинается с торжественной клятвы верности, поднятия флага, исполнения национального гимна. Затем все встают и отдают дань памяти и уважения патриотам, павшим за свободу Кореи.
|
Основатели школы Хон Гун-Пе и Хон Сун-Мо |
После представляют гостей. Далее идет награждение лучших учеников школы. Знаменательно, что делается это в начале, а не в конце года. Следом приветственная речь директора школы. В этом году в церемонии появился еще один пункт - представление иностранных студентов. Надо сказать, что зал встретил их бурными аплодисментами. Завершилось мероприятие пением веселого школьного гимна.
Теперь непосредственно о самом учебном процессе. В школе преподают 130 учителей. В Bibong есть начальная (middle) и средняя (high) школа. Но "средняя" в нашем привычном понимании означает старшие классы, только с 10-го по 12-й. Именно о них, трех последних годах, и идет речь.
В школе три программы. Все они рассчитаны на детей в возрасте 15-18 лет.
Одна - академическая, для тех студентов, которые планируют продолжить свое обучение в университете. Корейский, английский и математика являются ведущими предметами. Здесь также обучают тому, как правильно написать эссе или пройти интервью. Кстати, английский преподается носителем языка.
Факультет промышленного дизайна также занимает свое достойное место в списке специализаций. Так как роль дизайна становится все более значительной. Здесь изучаются моделирование, графический дизайн, визуальное проектирование, компьютерная графика и т.д. В Корее ежегодно проводится выставка, и многие студенты Bibong High School выигрывают главные призы.
А дополнительные занятия в клубах по живописи, фрескам, традиционному корейскому ремеслу (изделия из бумаги), мультипликации, видеофильмам, веб-дизайну, дизайну мебели только добавляют интерес к выбранной профессии.
Третье направление - автоматизация работы офиса. Студенты, выбравшие эту специальность, получают практическое и техническое образование, которое призвано развить у студентов креативное мышление и деловые навыки. Тут список предметов включает в себя экономику и финансы, основы бухгалтерского учета, компьютерные знания, автоматизацию работы офиса, обработку текста, бизнес, компьютеризацию бухгалтерского учета, электронные вычисления, компьютерную графику, веб-программирование и многое другое.
|
Спортивный зал для занятий дзюдо |
Кстати, дзюдоистам тоже достается по полной программе. Их график достоин и внимания, и уважения. День разбит на четыре тренировки. Первая - пробежка и силовые упражнения - начинается в 6 утра и продолжается до 7.30. В 10.30 - дзюдо. Несколько кругов вокруг зала, кувырки, отработка приемов... В общем все, что необходимо для будущего чемпиона. И так в течение двух часов. В 15.00 снова в зал. Не менее важное значение играет вечерняя тренировка - занятия на тренажерах (с 20.30 до 21.30).
В контексте повествования нельзя не напомнить о том, что корейский народ всегда отличался необыкновенным трудолюбием. И тут примером того, как детей с малых лет приучают к труду, может служить тот факт, что ни в школе (об этом мы говорили выше), ни в общежитии нет уборщиц. Дети абсолютно все делают сами. Стирают свои вещи, моют полы. Причем последнее приходится делать каждый день, так как спортсмены, например, спят на полу. Но им не холодно. Хоть в здании и нет центрального отопления, зато в комнатах теплые полы.
Присутствие в школе иностранных студентов, по мнению ее владельца, очень важно, особенно в рамках глобализации взаимоотношений и лидерства. Дело в том, что цель школы - сделать своих студентов лидерами в глобальном мировом масштабе. И в рамках этой стратегии необходимо развивать международные отношения, встречаться со школьниками из зарубежных стран.
“Особенно из Казахстана, потому что в этой стране проживают очень много корейцев, более 70 лет назад депортированных в эту страну. Это такие же корейцы, как и мы”, - отмечает директор школы.
Мысль о том, как помочь своим соотечественникам, не раз посещала его. Он всегда думал, что можно для них сделать. И хотел помогать в основном детям, ведь в них будущее.
“У меня нет таких финансовых возможностей, чтобы помочь всем, - рассказывает Хон Сук-Бо. Но у меня есть школа, и я могу помочь казахстанским детям с образованием в Корее.
И в данный момент мы пригласили двух мальчиков из Казахстана, чтобы они могли получить образование в нашей школе. Но это еще не все. Возможно, в мае следующего года из Казахстана в нашу школу приедет учиться девочка. И если у нас будет возможность пригласить больше корейцев из Казахстана, если у меня получится, я буду каждый год приглашать 3-4 школьников. Им не нужно будет платить за обучение”.
фото автора |