|
Алла Иванилова из Антальи
Турция уже давно признана мировым лидером привлекательности для туристов. И какие бы исследования ни проводили многочисленные рейтинговые агентства, выбирая десятки-сотни лучших пляжей мира, туристы из Европы и бывшего СССР косяками тянутся на внерейтинговое восточное побережье Средиземноморья
Не знаю, как европейцы, но жители СНГ давно ласково называют Турцию “16-й республикой СССР”. Осенью редкий гражданин Казахстана не делится впечатлениями о летнем отпуске на берегах Средиземноморья. Порой складывается ощущение, что в летний период из Казахстана в Турцию вылетает больше туристов, чем в течение всего года въезжает в нашу страну со всего мира. Даже члены Кабмина, рассуждая в течение года о планах отдохнуть на экзотической Майорке, Мальдивах и других не менее далеких от нас курортах, летом все равно едут в Анталью (разъезжаясь из нее вдоль всего берега).
На вопрос: “А почему именно туда?” - всегда получаешь один и тот же ответ: “Там самый лучший сервис”. В этом могли убедиться казахстанские журналисты, для которых национальным перевозчиком “Эйр Астана” был организован пресс-тур в Турцию.
Действительно, как ни крути, но лучшего места для семейного, и не только, отдыха не найти.
В первую очередь речь идет о качестве отелей. Разница их пятизвездочных с нашими - колоссальная. Отечественные, пусть даже самые дорогие и “марочные”, соизмеримы с их, разве что, в три звезды. (Навести порядок в этом вопросе давно грозится отечественное Министерство туризма и спорта. Пару раз проводились совещания с владельцами отелей и даже были разработаны методологии присвоения звезд.)
То же касается и цены. 50 долларов в сутки all inclusive по сравнению с нашими “200 долларов без завтрака” заставляют казахстанцев закрывать глаза даже на цену авиабилета. (Во многих казахстанских отелях работают управляющие из Турции, которые, к сожалению, уже “как наши” воспринимают тот факт, что наши цены не соответствуют предоставляемому сервису.)
Многие могут возразить - у Турции есть море.
Ну как тут не вспомнить анонсировавшийся пару лет назад правительством проект построения “собственной Турции” на берегах Каспия. Глобальный проект, с красивыми отелями и комфортабельными пляжами на, как тогда говорилось, “теплом участке Каспийского моря”, затих. Видимо, подсчитав инвестиции и будущую доходность от вложений, власти тоже пришли к выводу, что дешевле - в Турцию летать.
Есть еще пара мест, из которых отечественный политический олимп намерен сделать собственную Ривьеру, помноженную на Лас-Вегас: Боровое и Капшагай. Первое спустя три года после официального запуска проекта преображения все так же напоминает “амбициозную деревню” с отсутствием сервиса и канализации, но высокими ценами. Второй - строящийся городок для миллионеров.
(К слову, сейчас в Турции предпочитают строить не высотные корпуса отелей, а небольшие семейные гостиницы (для отдыха семей с детьми). Отели оснащаются детскими клубами, где располагаются большие территории для игр, что позволяет взрослым “сдавать” детей на несколько часов в своеобразные “детские сады”.)
У нас о таком пока тоже мечтать не приходится. Идефикс городских властей остается оснащение дворовых территорий хотя бы элементарным набором горок и качелей. А крупные и весьма недешевые имеющиеся отели в своем запасе имеют максимум: наемных персональных нянь и пару надувных батутов.
Представители турецких туристических компаний, рассуждая о нашей стране, неоднократно замечали, что в Казахстане нет квалифицированных специалистов в области туризма. Речь идет не только о менеджменте, но и о рядовых сотрудниках, таких, как официанты и горничные. Помимо приветливости и вежливости обслуживающий персонал на турецких курортах обладает таким качеством, как расторопность. Там не приходится долго ждать пока принесут чай или напоминать об этом. У нас же зачастую приходится ждать пока подойдет официант, и нередки случаи, когда про заказ просто-напросто могут забыть.
Сегодня в Казахстане 47 вузов готовят кадры для туризма. Осознавая тот факт, что главное не количество, а качество, Минтуризма отправило ряд рекомендаций в Министерство образования и, возможно, в скором будущем подготовка туркадров выйдет на новый уровень.
В Турции туризм ориентирован на клиента. Там считают: если турист будет доволен, то он обязательно сюда вернется. У нас, к сожалению, пока ориентированы на доход. У них устраивают “год скидок”, у нас - индексируют цены на инфляцию и делают “платные” пляжи без удобств.
Турецкие власти делают все, чтобы с каждым годом страну посещало как можно больше туристов (в 2010 году ожидается порядка 30 миллионов туристов, что на 10 процентов выше 2009 года) и запрещают строить дома на первой береговой линии. У нас к озерам и рекам невозможно прорваться через стену частных коттеджей, построенных в водоохранной зоне.
В Казахстане сейчас уделяется огромное внимание развитию туризма. Благо, у нас для этого есть главное - красивая природа. Остальное - кадры, сервис при усердии чиновников со временем “приложатся”.
Хотя... Ну никак не могут понять иностранцы, почему в пафосной столице Казахстана за 12 лет так и не построены общественные туалеты. Их можно встретить разве что в городском парке. Да и те - платные...
В этом году национальный авиаперевозчик отметил 8-летие своей деятельности. За это время авиакомпания наработала интенсивную карту внутренних и международных маршрутов. На сегодняшний день маршрутная сеть “Эйр Астаны” насчитывает 23 внутренних и 24 международных рейса. География полетов “Эйр Астаны” продолжает расширяться.
В 2009 году авиакомпания “Эйр Астана” начала регулярное авиасообщение между Алматы и Баку, столицей Азербайджана, между Астаной и Новосибирском, промышленным, транспортным, научным и культурным центром Сибири. В конце октября авиакомпания “Эйр Астана” презентовала новый беспосадочный рейс в столицу Малайзии г.Куала-Лумпур, который выполняется по субботам на комфортабельном авиалайнере “Боинг 767”. В июле 2010 года было начато авиасообщение из южной столицы, города Алматы, в Урумчи, деловой центр Западного Китая.
В ближайших планах авиакомпании - открытие новых рейсов в Душанбе, столицу Таджикистана, и Ташкент, столицу Узбекистана.
Авиакомпания “Эйр Астана” открыла свой первый рейс из Алматы в Стамбул в 2003 году. В 2006 году был открыт рейс из Атырау в Стамбул, а в 2007 году “Эйр Астана” начала авиасообщение между Астаной и Стамбулом.
С Антальей “Эйр Астана” начала авиасообщение в 2003 году из города Алматы. У жителей столицы Казахстана появилась возможность воспользоваться услугами авиакомпании по маршруту Астана - Анталья в 2008 году.
Для выполнения всех перечисленных рейсов, кроме Алматы - Анталья, был выбран среднемагистральный комфортабельный авиалайнер “Эйрбас А320”. Количество мест в экономическом классе -132, в бизнес-классе - 16. На маршруте Алматы - Анталья эксплуатируются дальнемагистральные авиалайнеры “Боинг 757-200” и “Боинг 767”. Количество мест в экономическом классе авиалайнера “Боинг 757-200” - 150, в бизнес-классе - 20. Количество мест в экономическом классе авиалайнера “Боинг 767-300” - 190, в бизнес-классе - 30.
Авиакомпания “Эйр Астана” предлагает пассажирам несколько способов приобретения билетов, помогая сэкономить свое время. Можно купить билет в офисах по продаже билетов “Эйр Астаны” в аэропорту или в городе или воспользоваться услугами аккредитованных ИАТА агентств. Также можно купить билет посредством корпоративного сайта, который содержит массу полезной информации.
(Фоторепортаж на 24-й стр.) |