|
Эльвира Сыздыкова
В Мюнхене прошла премьера оперы “Семь смертей Марии Каллас” художницы, королевы скандального перформанса Марины Абрамович. Одержимая творчеством, жизнью и смертью легендарной греко-американской оперной певицы, Абрамович больше 30 лет мечтала создать эту работу. Через призму наиболее знаковых оперных партий в карьере Каллас постановка рассказывает о трагической судьбе дивы и ее любовных терзаниях
|
Представление состоит из семи частей - смертей, предопределенных для героинь Марии Каллас. Авторы отобрали самые известные произведения в карьере певицы, в партиях которых находят отражения ее личные любовные потрясения. Музыкальные выступления сопровождают семь киноотрывков на экране позади сцены: “Поглощение”, “Прыжок”, “Удушение”, “Харакири”, “Закалывание”, “Безумие”, “Сожжение”. Эпизод за эпизодом бросающуюся в объятия смерти Марию Каллас - ее играет сама Абрамович - в финале настигает тяжелая и безвременная, уже не театральная кончина. Ее певица встретила в 1977 году в возрасте 53 лет. Смерть, как безусловный конец, наступление которого не предсказать, уносит жизнь творца, оставляя бессмертными его работы либо же забирая и их. В том числе об этом размышляет в новом произведении Абрамович. Художнице уже 73 года, и мысли о скором уходе не отпускают: “Я чувствую, что это последний этап моей жизни. Сколько времени осталось, как перевести сделанное на протяжении жизни на язык будущего поколения? Это меня очень волнует”. Марина Абрамович рассказывает о музе, которой для нее стала Каллас, и об образе смерти: “В течение 31 года я хотела написать произведение, посвященное жизни и творчеству Марии Каллас. Я прочитала все ее биографии, слушала ее необычный голос и смотрела фильмы с ней и о ней. Она похожа на меня. Меня всегда восхищали ее личность, ее жизнь и ее смерть. Как и многие героини, которых она играла на сцене, она умерла ради любви. Она умерла от разбитого сердца. Большинство опер заканчиваются смертью женщины, и чаще всего это происходит из-за любви. Она бросается в пропасть, она сгорает, ее душат, ее режут, или она попросту сходит с ума. Я хочу воспроизвести сцены смерти из семи опер - семь смертей, которыми Мария Каллас умерла до меня”. И Каллас, и Абрамович посвятили себя искусству. Художница отмечает, что для нее важным было показать размытость границы между личной жизнью оперной певицы и ее сценическими образами. Для Абрамович, годами испытывающей публику радикальными представлениями и за то беспощадно критикуемой, даже порицаемой, эта тема принципиальна. Будучи автором работы, Абрамович также выступила постановщицей, а к режиссуре фильма привлекла Набиля Эльдеркина. В отснятой заранее картине в ведущих ролях появляются Марина Абрамович и американский актер, четырехкратный номинант на “Оскар” Уиллем Дефо. В отведенном ему образе артист синтезирует возлюбленных Каллас: промышленника Джованни Менегини, бизнесмена Аристотеля Онассиса, за которых та многократно умирала.
Помимо музыки Джузеппе Верди, Джакомо Пуччини, Жоржа Бизе, Гаэтано Доницетти и Винченцо Беллини, сочинивших оперы, трагические эпизоды из которых переосмыслены в “Семи смертях” (“Травиата”, “Тоска”, “Отелло”, “Мадам Баттерфляй”, “Кармен”, “Лючия ди Ламмермур”, “Норма”), в постановке звучат оригинальные произведения молодого сербско-германского композитора Марко Никодиевича. Партии из классических произведений на сцене исполнили оперные дивы Гера Хайсан Пак, Селена Занетти, Леа Хоукинс, Киандра Ховард, Надежда Карязина, Адела Захария и Лорен Фаган.
“Семь смертей Марии Каллас” - это слияние классического театра с технологическими визуальными решениями. При минимально оформленной сцене на экране позади нее разворачиваются кинематографической красоты эпизоды, символизирующие как трагедии самой Каллас, так и судьбы ее знаменитых героинь. Трансформации персонажей в каждом отрывке и из эпизода в эпизод запечатлели в костюмах тончайшей работы. Их эксклюзивно для перформанса создал модный дом Burberry под руководством креативного директора Рикардо Тиши, близкого друга Абрамович. По первоначальному замыслу трагедия “Семь смертей Марии Каллас” должна была обрести киновоплощение. Марина Абрамович пригласила в проект Алехандро Гонсалеса Иньярриту и Романа Полански, но, едва приступив, те отказались. Тогда историю, написанную Абрамович и Петтером Скавланом (сценаристом фильма “Кон-Тики”), решили адаптировать под либретто. С форматом оперы команда начала работать весной прошлого года.
Премьера “Семи смертей Марии Каллас” ожидалась в апреле, но из-за мер по нераспространению инфекции создатели ждали до осени. Перформанс презентовали в стенах Баварской государственной оперы 1 сентября. После улучшения ситуации по коронавирусу новое творение Марины Абрамович покажут зрителям в Берлине, Париже, Лондоне и Москве. Сейчас полная запись полуторачасового представления доступна для бесплатного просмотра в любое время на сайте Баварской государственной оперы (operlive.de). Видео будет храниться по ссылке до 7 октября. К выступлению есть возможность включить субтитры на английском, немецком, французском, испанском, итальянском и польском языках.
|