|
Ляззат Кусаинова
Музыка для нашей героини, высокопрофессионального музыканта Гульжан Узенбаевой - дело, которому она посвятила и продолжает посвящать свою жизнь. Примечательно, что помимо прекрасной игры она также пишет свою музыку и передает свой опыт, занимаясь педагогической деятельностью. О том, как же все эти навыки и умения могут сочетаться в одном человеке, она рассказала в беседе с корреспондентом “НП”
- Гульжан, вы участвовали в онлайн-фестивале классической музыки Philharmonic online Fest, который проводила филармония имени Жамбыла. Расскажите, пожалуйста, каково это - играть в пустом зале, не видя реакции слушателей? Тяжело ли было перестроиться под новые реалии, под формат онлайн? - Играть в пустом зале несколько непривычно. Несомненно, нужна обратная связь - глаза и уши слушателя, его эмоциональная реакция, необходимо общение с ним. Этого не хватает. Вместе с тем, если смотреть шире, формат онлайн-концерта имеет свои преимущества - артист не ограничивается рамками концертного зала. Творческий и энергетический посыл распространяется гораздо шире, внутри исполнителя включаются дополнительные резервы. Одновременно есть некоторая интимность высказывания, своеобразный монолог. В этом смысле для меня это новый опыт, новое состояние. Спасибо филармонии за эту возможность.
- Как вы считаете, после снятия карантина заполняемость зала увеличится? Вероятно, за долгие месяцы слушатели соскучились по офлайн-концертам... - Проблема пустых залов - это наша боль. Недавно перечитывала книгу Газизы Ахметовны Жубановой “Мир мой - музыка”. Удивительно, но она пишет о том же. Причиной, кроме недостатка рекламы, является некоторый барьер для слушателей перед посещением концертов классической музыки. Я не знаю, с чем это связано. Но точно знаю, что после окончания пандемии люди с большим удовольствием придут в филармонию. Еще один важный плюс формата онлайн-концерта - это создание эмоционального моста между артистами и зрителями и устранение всех существующих барьеров. - Какими качествами, на ваш взгляд, сегодня необходимо обладать музыканту? И какие навыки он должен в себе сочетать, чтобы вполне уверенно конкурировать с остальными? - В первую очередь это профессионализм, честное и ответственное отношение к своему делу, что невозможно без любви к нему. Ведь многие из нас, начав с пяти лет, посвятили всю жизнь служению Музыке и не представляют своей жизни без нее. Пусть прозвучит высокопарно, но это неотъемлемая часть нашей жизни. Постоянный поиск нового звучания, новых приемов, подходов в интерпретации того или иного произведения, изучение его стилевых особенностей - в этом специфика нашей работы. - Известно - кроме того, что вы прекрасный пианист, вы также являетесь композитором. Какие ощущения вы внутри себя испытываете, когда слышите свои авторские композиции в чужом исполнении? И почему, как вы думаете, не все музыканты способны сочинять музыку? - Сочинение музыки - еще одна важная часть моей жизни. Люблю включать ее в свои концерты. Для меня большая честь и ответственность услышать свои произведения в исполнении других музыкантов. Особенную благодарность хочу выразить Аиде Аюповой, Кадише Оналбаевой, Ернару Нуртазину, Диане Панаргалиевой, Корлан Халиловой, Валентине Каратаевой (благодаря их музыкантскому отношению результат часто превосходит мои композиторские ожидания) и многим другим, кто помогает донести мою музыку до слушателя. На вопрос о ее сочинении отвечу - я уверена, что музыку могут писать все, кто занимается ею. Другое дело, есть ли желание сочинять. Ведь те, кто сильно этого желает, обязательно добьются результата. В моей жизни встречались такие примеры. - Вы уже долгое время занимаетесь преподавательской деятельностью. Как сильно и в какую сторону меняются учащиеся? Может, есть какие-то отличительные особенности, к примеру, у тех, кто обучался 15 лет назад, и у тех, кто пришел к вам недавно? - Оглядываясь более чем на 30-летний период преподавания, могу с уверенностью сказать - безусловно, смена поколений ощутима. Основные различия видны в мировоззрении студентов. Причем не только в их, но и в моем. Ведь это неразрывно связано с временными изменениями. Если в 90-е они были более дисциплинированы, но творчески зажаты, то сегодня это свободные, смелые, открытые всему новому личности. С ними интересно поговорить на любые темы, обсуждать планы на будущее. Они с уверенностью смотрят вперед. - Как обычно проходит процесс написания музыки? Где вы для этого черпаете вдохновение и сколько обычно времени нужно на написание композиции? - Создание музыки - это таинство. Прежде чем обрести видимые очертания, замысел вызревает сначала в голове, ушах, душе. Это довольно долгий процесс. Зато само ее написание происходит быстро. Это мой личный опыт. Может быть, у других композиторов это происходит по-другому. - Хотели бы вы писать саундтреки к кинолентам? И вообще - тяжело ли сочинять, когда ограничен какой-либо тематикой? - Музыка к кино - это особый вид творческой деятельности. Мне всегда это было интересно. Совсем недавно посчастливилось попробовать. Это невероятное, абсолютно новое космическое состояние. Здесь ты выполняешь волю режиссера, помогаешь воплощению идеи фильма и созданию настроения в отдельно взятом эпизоде. Это очень интересный процесс. - Какой новый навык Гульжан Узенбаева хотела бы освоить и почему? - Я люблю учиться новому. Сейчас передо мной стоит задача освоить новые компьютерные технологии написания музыки. Я немного отстала в этом отношении. Надеюсь, это пригодится мне в воплощении новых творческих идей, в том числе и в написании музыки к кино. - Оставьте, пожалуйста, пожелания нашим читателям... - Мы переживаем непростое время. Желаю всем скорейшего выхода из сложившейся ситуации. Будем рады видеть вас в залах филармонии.
Досье “НП” Гульжан Узенбаева - заслуженный деятель РК, член Союза композиторов РК. Она - выпускница Алма-Атинской государственной консерватории имени Курмангазы. Сейчас является профессором кафедры фортепиано в Казахской Национальной консерватории имени Курмангазы и солисткой в Казахской государственной филармонии имени Жамбыла. |