|
Эльвира Сыздыкова
Онлайн-кинотеатр Okko открыл доступ к спектаклю “Фрекен Жюли” с Чулпан Хаматовой и Евгением Мироновым. Пьеса, поставленная для московской сцены звездой европейского театра, рассказывает о невозможной любви, разыгравшейся в канун новогодней ночи между дочерью рублевского генерала и ее водителем. Запрещаемая много лет из-за своей откровенности драма - известная история о том, как социальная пропасть становится пропастью между людьми
Больше ста лет назад трагедия “Фрекен Жюли” рождается из-под пера шведского драматурга Августа Стриндберга. В 1889-м в Копенгагене, где автор надеется основать экспериментальный театр, проходит премьера спектакля. И проходит неудачно. Зрителя отталкивает скованная игра актеров и, хуже того, шокирует излишняя, неприемлемая для уклада того времени натуралистичность любовных отношений главных героев.
Стриндберг увозит “Фрекен Жюли” домой, но и там работе выносят суровый вердикт - драму запрещает цензура. В 1906 году постановке дают зеленый свет, и она с триумфом гремит по всей Швеции. Европейская публика тепло принимает хорошо знакомую трагедию неравных отношений. Историю начинают увлеченно экранизировать. Среди последних достойных адаптаций перенесенная в ирландские пейзажи картина с Джессикой Честейн и Колином Фарреллом в главных ролях. В 2011-м пьеса Стриндберга переживает одну из самых смелых адаптаций на русскоязычной сцене. Режиссер Томас Остермайер, звезда европейского театра, худрук берлинского “Шаубюне”, реформатор, заставляющий звучать всякий текст непреклонно остро, ставит “Фрекен Жюли” на обновленной сцене московского Театра Наций. Известно, что задолго до премьеры Остермайер грезил воплощением пьесы и искал подходящую публику для соотношения ценностей. Адаптировать работу берется драматург Михаил Дурненков, лауреат “Золотой маски”. Он переносит действие в современность, намеренно созвучную социальному расслоению российских реалий. Кроме того, после его вмешательства история меняет сезонные декорации - в оригинале разворачивающееся в Иванову ночь действо смещается на разгар новогодней ночи. В канун праздника затевается метель. Снег заносит помпезные особняки рублевского пейзажа. Жюли, молодая дочь генерала, остается праздновать в одиночестве. Практически в полном - где-то своими делами заняты кухарка и водитель. В любом случае девушка никогда не искала их компании. Но ночь длинна, Жюли недавно пережила разрыв с молодым человеком, и скука ее привычного ленивого существования вдруг оказывается нестерпимее обычного.
Одноразовое спасение она находит в легком флирте с Жаном, своим водителем. Бокалы то того, то другого, танцы, разговор по душам, завязавшийся невзначай. И вот уже напряжение между героями заходит далеко за границы кокетства. Отдаленные социальным неравенством, они не способны мыслить одними категориями и уж тем более не способны друг друга полюбить. Возможно, даже невообразимо желая чистого чувства, Жюли и Жан в попытке обрести счастье подменяют его провокацией, издевками, злобой и, наконец, откровенной жестокостью, пока та не вершит финальный трагичный аккорд истории. К звездам российского театра и кино, Хаматовой и Миронову, в актерском составе присоединилась Юлия Пересильд и студенты Российского института театрального искусства. Чулпан Хаматова, преобразившаяся в избалованную роскошью и бездельем героиню, отдала себя роли без остатка. К подготовке артистка подошла серьезно. Чтобы ухватить верный образ, Хаматова знакомилась с дочерьми, женами, любовницами олигархов.
Она рассказывает: “Многие из них одинокие, несчастные. Кто-то стремится жить собственным мнением, собственными поступками, но не у всех это получается. Проблемы разные, но главная - идентификация себя в этом мире. У многих из них потеряны ценности”. Кроме того, Хаматова отмечает, что “Россия, к сожалению, оказалась идеальным вариантом, где можно показать разницу между богатыми и бедными, между одним миром и другим”. Для Евгения Миронова, худрука Театра Наций, решение перевоплотиться в Жана стало неожиданным, но не разочаровало: “Я никогда раньше не мечтал играть в этой пьесе, мне казалось, что это не моя роль. Я видел себя всегда более брутальным актером. Хотя мой отец - обычный шофер. А вот мой герой хочет вырваться из “ямы”, которой он называет свою жизнь. Он очень амбициозен, он идет по трупам в прямом смысле. Цель оправдывает средства. И это новое качество, которое я исследовал и в роли, и в самом себе”. Размышляя о трагическом духе “Фрекен Жюли”, актер добавляет: “Абсолютная обеспеченность толкает в тупик, когда нет цели. Есть все - и нет ничего, что держало бы в этом мире”.
После успеха на московской сцене постановка отправилась покорять страну, а после и зарубежье. В разные годы “Фрекен Жюли” в режиссуре Остермайера увидели на фестивалях в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Саратове, Киеве, Праге, Эвре, Лилле, Нью-Йорке. Сейчас полную запись спектакля можно посмотреть в онлайн-кинотеатре Okko (okko.tv) совершенно бесплатно. Потребуется лишь регистрация.
|