Эльвира Сыздыкова
После затянувшегося карантина казахстанские художники организовали большую онлайн-выставку Flexible focus (“Гибкий фокус”). Смело следуя за духом вдохновения, авторы провели эксперименты с техникой, материалами и цветами. А в сердце их работ оказались как универсально актуальные, так и очень личные темы - коронавирус, генетическая память, самоидентификация, сны, странствия, воспоминания, поиск гармонии. Сейчас яркую экспозицию сезона можно посетить онлайн совершенно бесплатно
Основу выставки составили работы, созданные художниками в рамках курса “Искусство как практика”. За время обучения участники работали над техникой, продумывали концепцию будущих проектов, изучали методы творческого исследования, искали материал. Несмотря на тщательный теоретический разбор, авторов мотивировали смотреть дальше, копать глубже, ломать рамки и непременно отправляться в свободное креативное плавание. “Художником является каждый” - таков ключевой посыл курса.
Занятия программы возглавил грузинский художник, фотограф и куратор Вато Церетели. Он, будучи активным популяризатором и исследователем современного арта, участвовал в создании первой в Грузии платформы для развития искусства Media Art Farm, основал Центр современного искусства в Тбилиси, стал инициатором мощного проекта, который уже десять лет поддерживает научно-исследовательскую сферу. На протяжении двадцати лет Церетели охотно сотрудничает с авторами и предпринимателями по всему миру.
Очередной яркой коллаборацией стал онлайн-курс “Искусство как практика”, в котором по приглашению отечественной платформы Artcom приняли участие казахстанские художники. С 8 по 16 мая они активно посещали лекции, оттачивали мастерство и искали свой голос, чтобы после представить его на выставке Flexible focus. Фатима Омир подготовила четыре масляные работы, объединенные серией “Тускииз-2020”. Сделав отсылку к национальному войлочному ковру, художница поразмышляла над сакральным прошлым предков и представила новый взгляд на идолов нашего времени. Резонируя с запросами настоящего, на ее полотнах нашла отображение обеспокоенность курсом доллара, ценами на нефть и, конечно, количеством зараженных коронавирусной инфекцией. Тему со сложившейся глобальной ситуацией подхватила Айсулу Шайкенова, представившая работы из серии “Мигранты”. Автор признается, что карантин заставил ее почувствовать себя мигранткой, оторванной от близких, которых разбросало по стране. И осталось довольствоваться редкими встречами в сети и снах.
Туран Нургожин в своей серии “Тазару” (“Очищение”) задумался о соблазнах мира, от которых отказывается человек, придерживающийся поста. Вокруг пустых, не тронутых цветом силуэтов его работ бушуют краски, смешанные художником из меда и специй. Сырлыбек Бекботаев, вооружившись картоном, пастелью и маркерами, выдал три красочные зарисовки под названием “Прогулка по поверхности биосферы”. По признанию автора, он полностью посвятил себя поиску новых форм, созданию искусства ради искусства и свободе от трендов. Самопознание стало центром новых произведений Нурбакыт Султан. В работе “Разговор по душам” она напомнила о важности внутреннего диалога и поиска истины в нем.
Асель Рахимбекова презентовала серию “Параллель”, проработанную цветным карандашом. Художница также решила обратиться к самоидентификации и попыталась ощутить утраченную связь с десятками поколений предков через автопортреты. Серией коллажей “Генокоды” Анар Аубакир подняла тему генетической памяти, в которой отразилась как богатая культура кочевников, так и чудовищные времена гибели степей. Лаура Ескожина вспомнила о невоплощенных мечтах о путешествиях и создала атмосферные полотна-воспоминания. Гульмарал Татибаева своими работами, объединенными в серию “Гармония”, разгадывала секреты, читала между строк и искала компромисс цветовых решений. Жанна Нугербек провела эксперименты над техникой и представила для выставки серию “Слои”. Она переосмысляет восприятие плотности, формы, пространства и отправляет зрителя блуждать по коридору глубинных ощущений. Меруерт Темирбекова создала триптих “Путь”, выполненный маслом на натуральном, не грунтованном льне. Произведение навеяно семейными воспоминаниями, а также взаимоотношением природного и чужеродного. А Дария Темирхан в серии “Май-2020” запечатлела атмосферу переезда, сделав наброски на черном мусорном пакете.
В выставке Flexible focus также приняли участие Аида Исаханкызы, Айгерим Оспан, Арман Саин, Асель Шалдибаева, Бахыт Бубиканова, Гаухар Мукаман, Жамели Хайрли, Мадина Саргали, Медина Базаргали, Назира Карими, Сима Каштанова, Софья Тейдер, Шекер Шакир и Kokonja. Flexible focus - выставка, организованная платформой Artcom в сотрудничестве с грузинским художником. Медиаторы мероприятия - Вато Церетели и Айгерим Капар, независимый куратор, основательница Artcom. Сейчас выставку можно посетить онлайн на официальных страницах Artcom в Facebook (www.facebook.com/artcomcommunity) и в Instagram (@artcom.platform). Там же сохранились записи трансляций с открытия и закрытия экспозиции. |