|
Эльвира Сыздыкова В условиях тотального карантина алматинский независимый театр АРТиШОК адаптируется к новым творческим условиям и хватку терять не собирается. В преддверии Наурыза зрители уже увидели камерную оперу “Ер-Тостик” с самым что ни на есть национальным сюжетом, а ныне имеют возможность провести эту онлайн-весну в компании любимых постановок театра
Прямая трансляция камерной оперы “Ер-Тостик” прошла 17 марта на официальном YouTube-канале театра не только в преддверии Наурыза, но и возмещая два запланированных упущенных показа на живой сцене. “Ер-Тостик” - проект масштабный и монументальный не только в идейном плане. В его создании принимали участие видные российские авторы, его драматургическую основу отстраивали артисты из разных точек страны. Этой весной опере предстояло явиться в несколько обновленном актерском составе, накануне больших показов в Алматы вернулся композитор Александр Маноцков.
И все же, как мы знаем, судьба всей театральной жизни южной столицы замерла с введением ЧП, а позже и карантина. Два месяца неустанной подготовки АРТиШОКа не могли пропасть понапрасну, а потому зрителям вручили такой вот неожиданный и очень приятный подарок. Трансляция стала возможной для каждого, кто имеет доступ к интернету. Напомним, премьера метафоричной оперы “Ер-Тостик” прошла в мае прошлого года и имела широчайшую огласку благодаря диковинному для казахстанцев формату и злободневному посылу, гармонично поселенному в перипетиях национального эпоса. “Ер-Тостик” повествует о девятом сыне Ер-Назара, рожденном в апогее ужаса и страдания, в условиях засухи, голода и джута в степи. Но Ер-Тостик наделен уникальной судьбой, возложенной на его плечи чем-то свыше. С его рождением изможденная Великая степь вновь разгорается жизнью. Опережающий сверстников по силе и уму, мальчик узнает о пропавших братьях, когда-то ушедших на поиски сочных пастбищных угодий. На пути к воссоединению персонажа ждут предательства близких, нескончаемые поручения ищущих выгоду неприятелей, которым приходится подчиняться, схватки со злодеями из потусторонних миров, преимуществ которых у героя и быть не может. Но он все же одолевает препятствия, потому что иначе быть не может. И, конечно, хочется верить, что и в наших совсем не сказочных реалиях добро будет раз за разом одерживать победу.
Анастасия Тарасова, директор театра ARTиШОК, продюсер камерной оперы “Ер-Тостик”, комментирует: “Решение провести прямую трансляцию было принято в первую очередь от мысли - а как же спектакль, ведь мы его столько готовили: огромный труд музыкантов, артистов, новых членов нашей команды, которые присоединились к проекту, приехал Александр Маноцков - как все это может быть зря. Я только могу представить, как сейчас у спортсменов “отбирают” Олимпиаду или чемпионат мира по футболу. Похожее чувство. С другой стороны, мы все очень привыкли к стабильности и сейчас, когда ситуация меняется каждый час, у нас немного детская позиция “а как же я”. Ситуация, в которой в связи с коронавирусом оказался АRTиШОК, очень сложна, но мы смотрим на нее как на рабочую”. Администрация АРТиШОКа считает, что трансляция постановки “Ер-Тостик” показала, насколько вообще готов отечественный зритель к восприятию спектаклей в цифровом формате. Анастасия Тарасова также добавила, что онлайн-показ позволил замерить интерес иностранных зрителей и открыть взгляд на новые перспективы коммерциализации. На свободном показе камерной оперы, которую “посетило” больше девяти тысяч пользователей, АРТиШОК не остановился. В прошлую пятницу, во Всемирный день театра, творческое объединение запустило масштабный онлайн-проект “АРТиШОК без антракта”. Для зрителей, отрезанных от культурной жизни Алматы, начали в практически прежнем режиме функционировать Большая и Малая сцены театра. С разницей в том, что они перенеслись в онлайн-пространство, а показы стали совершенно бесплатными.
Теперь на официальном YouTube-канале АРТиШОКа (youtube.com/teatrartishock) появляются по два спектакля в неделю, включая как свежие дерзкие постановки, так и классику, давно покинувшую репертуар. Комментируя беспрецедентный и такой, без сомнения, бесценный поступок для зрителей всего онлайн-измерения, представители театра заявляют: “Наступает новое время - хорошая возможность посмотреть на все, что мы делали. Посмотреть со стороны. В прямом и переносном смысле. В канун 20-летия театра ARTиШОК наступил отличный момент, чтобы сделать это вместе с любимыми зрителями. Посмотреть наши спектакли, увидеть, как развивался и менялся театр”. С 3 апреля можно будет увидеть давно обожаемый спектакль-сказку “...начиная от бабушки и кончая слонами...”, с 8 апреля - сравнительно свежего и радикально переосмысленного “Дон Кихота”. На канале 10 апреля появится “Аккомпаниаторша” в режиссуре российского постановщика, 15 апреля зрителя навестят ранняя ностальгия по лету и спектакль “Вино из одуванчиков” по знаменитой повести Брэдбери. С 17 апреля возникнет возможность пофилософствовать над постановкой “История уродства” по книге Умберто Эко. С 29 апреля у зрителя появится шанс совершенно бесплатно увидеть новый спектакль “Что вы делали вчера вечером”, созданный в коллаборации с зарубежными авторами. И, наконец, 1 мая каждый желающий сумеет познакомиться или же вновь встретиться с завораживающим громким проектом “Степной цирк Байконур”. Кроме того, на канале ранее появились полные записи таких знаковых для всякого, кто более-менее знаком с отечественным театральным искусством, постановок как “Џят” и “Гагарин”. И, конечно, запись прямой трансляции “Ер-Тостика” также обитает на платформе и ждет припозднившегося зрителя. Да, спектакли появляются на официальном YouTube-канале в свободном доступе. И все же АРТиШОК напоминает, что, являясь независимым объединением, будет неизмеримо рад поддержке от аудитории. Для этих целей театр организовал краудфандинг, который можно найти на платформе StartTime, перейдя к проекту “АРТиШОК без антракта”. Театр надеется, что при участии неравнодушного зрителя креативная индустрия сумеет выкарабкаться в эти непростые времена.
Фото Талгата Галимова |