|
Эльвира Сыздыкова Музей искусств имени Абылхана Кастеева открыл новый экспозиционный год большой персональной выставкой “Парадокс зеркал” заслуженного художника РФ, талантливейшего портретиста и иллюстратора из Санкт-Петербурга Клима Ли. И хоть мастер соотносит свое творчество с традициями исключительно петербургской художественной школы, в его работах изысканно и живописно обитает завораживающий синтез Запада и Востока
|
Клим Ли родился в Узбекистане в 1946 году, блестящее художественное образование получил в академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина в Санкт-Петербурге, где позже более 10 лет возглавлял факультет графики, а ныне руководит персональной мастерской и преподает молодым талантам. Выставка питерского мастера, умудряющегося раскрываться в ошеломительном количестве направлений и техник, воплотилась благодаря тесному сотрудничеству команд Государственного музея искусств имени Абылхана Кастеева и галереи современного искусства RAart, нашедшей свою постоянную площадку в Алматы в прошлом году. На торжественном открытии “Парадокса зеркал” Клима Ли 8 января представители алматинского музея не забыли отметить важность проведения в его стенах международной выставки, потому как убеждены в ее взаимосвязи с взаимовыгодным развитием искусства двух стран и укреплением дружбы между народами. “Парадокс зеркал” Клима Ли разместился в одном из просторных и светлых экспозиционных залов музея. Оттолкнувшись от идеи, запечатленной в названии выставки, сотрудники решили пофантазировать и у самого истока, у входа в зал, нашли место для зеркала. Таким образом, гостям предлагают взглянуть на собственное отражение и, резонируя с этим образом, попадая под влияние искажающего парадокса, отправиться на знакомство с глубоко психологичными работами Ли, в которых то и дело будут мелькать черты не только автора, но и самого зрителя. Российский художник по праву считается мастером портретного жанра. Об этом в полной мере заявляет ряд портретных композиций Ли, выставленных в “Парадоксе”. На его полотнах - мужчины и женщины, искрящиеся юностью и умудренные годами, с вызовом устремленные на зрителя и погруженные в размышления. Автор любит каждого своего героя, он не боится разгадать их намерения, разделить их эмоции. По большей части, экспозиция Клима Ли сосредотачивается на женских образах, каждый из которых, и это заметно, пронзительно жив и драматичен в силу отданной им частицы сердца автора. Алматинская выставка помимо того не обделяет вниманием пейзажные работы Ли и щедро знакомит зрителей с произведениями художника как книжного иллюстратора. В частности, экспозиция показывает взгляд автора на произведения Бориса Васильева, проникнутые духом войны и спасения, - “Завтра была война”, “В списках не значился”, “А зори здесь тихие”. Известно, что иллюстрациями Клима Ли оформлены более ста художественных книг. Среди них сочинения Александра Пушкина, Ги де Мопассана, Владимира Набокова, Астрид Линдгрен, Александра Беляева и многих других. Внушителен и набор техник, полюбившихся автору в его творческом пути. Ли творит свои шедевры, вооружаясь воздушной акварелью, бархатной пастелью, пронзительной тушью, теплой сангиной, тягучей гуашью.
Приехавший на открытие своей выставки, впервые посетивший как южную столицу, так и Казахстан, Клим Ли признался первым зрителям “Парадокса”, что музей Кастеева предложил художнику большую экспозицию еще пару лет назад, и хоть тогда столкнувшемуся с неудачным выставочным опытом автору казалось, что ничего из затеи не выйдет, выставка все же обрела свое воплощение. Клим Ли комментирует: “Здесь же мне просто как на блюдечке поднесли эту выставку и приняли великолепно!”.
Персональные экспозиции Ли нашли и околдовали зрителя по всему миру. Художник проводил выставки в музеях, галереях и арт-центрах России, Южной Кореи, Китая, Франции, Румынии. Его произведения обитают в частных коллекциях европейских и американских ценителей. И тем не менее Клим Ли решился признаться на открытии “Парадокса зеркал”, что ему крайне волнительно представлять свои работы на суд алматинской публики. Более того, художник добавил, что отчего-то опасается оценки зрителя.
Стоит ли говорить о том, что страх автора оказался, как нам кажется, безоснователен? Питерского портретиста и графика Клима Ли тепло встретили не только сотрудники и стены музея, но и, разумеется, сам зритель, не имевший и малейшего шанса против заразительных чар утонченных, психологичных и подчас откровенно пленительных композиций художника. Клим Ли, чья малая родина - Узбекистан, рассказал, почему он с большим удовольствием согласился на проведение выставки в Алматы: “Казахстан не моя родина. Но здесь были мои родители, они приехали сюда, когда были депортированы в 1937 году. И все корейцы, которые, оказавшись в Казахстане, были приняты тепло и дружелюбно, казахский народ помог им выжить”.
Искусствовед Елизавета Ким, ведущий научный сотрудник музея имени Кастеева, также приняла участие в официальной церемонии открытия выставки Клима Ли. По словам Ким, музей знаком с самобытностью творчества героя новой экспозиции уже давно - после суровых шестидесятников нежные, свободолюбивые работы Клима ярко обозначили себе путь на советской арт-сцене. Одно из ранних полотен Ли тогда заполучила богатая коллекция музея Кастеева после поездки сотрудников в Москву. Елизавета Михайловна добавила: “Это была акварельная композиция, звучавшая очень свежо, внушавшая оптимистичные ноты, образы, связанные с молодостью и надеждой. И, как мне кажется, в творчестве Клима эта романтическая составляющая сохранилась и по сегодняшний день”.
Как специалист, близко знакомый с творчеством и видением Клима Ли, Елизавета Ким отметила невероятную живучесть контрастов в работах видного художника: “Клим не боится изображать людей на большом полотне, не боится оставлять чистое пространство. У него удивительным образом получается соединить крепкую европейскую традицию рисунка и недосказанность, характерную для Востока. Эти две большие школы соединяются в его творчестве и рождают удивительный симбиоз”. Выражая глубокое уважение казахстанцам, чьи земли и люди приютили семью художника в бедственный исторический период, Клим Ли преподнес в дар Государственному художественному музею имени Абылхана Кастеева пять своих работ из экспозиции. На следующий день после торжественного открытия “Парадокса зеркал” художник принял участие в творческой встрече с отечественными авторами, а также провел мастер-класс. Поразмышлять над “Парадоксом зеркал”, столкнуться с глазу на глаз с героями работ Клима Ли и безошибочным психологизмом его кисти музей имени Кастеева приглашает до 22 января.
Фото Талгата Галимова |