|
Эльвира Сыздыкова “Зимняя сказка” - ярчайшая театральная работа современности, завораживающая притча о любви и мудрости, бренности и свете человеческого духа с легендарной актрисой Джуди Денч в самом сердце рождественской постановки. Одна из поздних пьес Уильяма Шекспира в интерпретации блистательного актерского состава звезд британского кинематографа, наконец, добралась и до отечественного зрителя в рамках сеансов от TheatreHD
Постановщики решили сдвинуть сумбурное действо “Зимней сказки” Шекспира из едва ли определенных географических широт XVII века в туманные заснеженные декорации Викторианской Англии, погружающейся в долгожданную атмосферу Рождества. Спектакль отправляет зрителя на знакомство с королем Леонтом, чей рассудок раздирает на части убежденность в неверности его беременной жены Гермионы. Его величество приказывает отравить приятеля, который, как ему видится, является виновником измены супруги, а после заключает оклеветанную бедняжку в тюрьму. Ослепленному и исстрадавшемуся от собственных предрассудков Леонту и этого оказывается недостаточно. Он заводит судебное дело против королевы, в поисках утешительной правды обращается к оракулам и, не дождавшись их ответа, отвергает свою новорожденную дочь. Это и весть о кончине сына потрясают Гермиону окончательно.
А время переносит нас к событиям спустя 16 лет, где центральными персонажами становится уже второе поколение героев - Утрата, выросшая в семье пастухов дочь Леонта и Гермионы, и Флоризель, сын также несправедливо обвиненного Леонтом монарха, якобы бывшего любовника Гермионы. Пойманные в сети сумбурных перипетий, влюбленные вынуждены бежать, а изворотливая судьба приводит их ко двору Леонта, в точку отсчета трагедии, в место, где все началось и должно закончиться - разве что на сей раз по справедливости. Режиссерами шекспировской пьесы в блестящем дуэте выступили Кеннет Брана и Роб Эшфорд. Брана, британский актер, сценарист и постановщик, известен рядом громких работ в театральном пространстве, созданием захватывающих кинокартин, недавним перевоплощением в гениального сыщика Эркюля Пуаро в фильме собственной режиссуры (“Убийство в Восточном экспрессе”) и неспроста приписанным ему сходством с Лоуренсом Оливье, которого Кеннету по удивительной случайности однажды выпало сыграть. Таинственную, необычайно размеренную и отчасти мрачноватую атмосферу Викторианской Англии и костюмы той эпохи эффектно передал художник Кристофер Орам. А композитором зимней притчи выступил Патрик Дойл.
За главную роль короля Леонта, чья слепая ревность становится катализатором трагедии, взялся сам Кеннет Брана, привнесший персонажу убедительное безумие его черт и скорбное настроение героя о недостижимом идеале. Супругу правителя Гермиону, которой придется пасть жертвой необдуманных поступков своего мужа, сыграла восхитительная Миранда Рэйсон. Утрата, непризнанная дочь монархов, родилась в исполнении Джесси Бакли. Влюбленного в нее Флоризеля сыграл Том Бэйтман. Его отца Поликсена мастерски изобразил Хэдли Фрейзер. Также к мощному касту британских звезд присоединились Джон Шрэпнел и Джон Даглиш в ролях вельможи и бродяги соответственно.
И, конечно, душа и сердце “Зимней сказки” - бесподобная Джуди Денч, обладательница премий “Оскар”, “Золотой Глобус”, “Тони” и BAFTA, перевоплотилась в немногословную Паулину, подругу и защитницу несправедливо наказанной королевы. Мимоходом об игре одной из самых знаковых актрис британского кинематографа говорить никак нельзя. Непревзойденная, феноменальная и неуловимая, призрачно-поэтичная, подобная самому духу Рождества, Джуди Денч блестяще отыгрывает роль Паулины, время от времени скрываясь где-то на задворках сцены для того, чтобы подарить свой мудрый голос персонажу, вспомогательному по сюжету, но обретающему едва ли не ключевое значение в ее переосмыслении. Вездесущее Время комментирует происходящее в постановке, отрешенно, бесстрастно и трезво наблюдает за трагедиями, безумием и страстями, пожирающими героев. Именно в этот персонаж Шекспир, уже умудренный годами, вложил сердце трагикомедии. Именно эту бессмертную идею так проворно и метко увековечивает в своей игре великолепная Джуди Денч, на двух второстепенных персонажах которой как ни крути покоится вся чарующая роскошь, размах и изумительная магия “Зимней сказки”.
Через изысканный перформанс дамы Денч зритель пробирается через бушующую метель человеческих судеб, хитросплетения их ложных и истинных мотивов. Возвышающаяся над хаосом истории, но переполняемая сочувствием к человеку и его судьбе, героиня сопровождает нас с самых зачатков трагедии, неотступно следуя за центральными событиями сюжета для того, чтобы, наконец, явиться в ошеломительном финале “Зимней сказки”. Британская актриса делает это настолько изящно и незабываемо, что театральные критики высоко оценили игру Джуди Денч и наградили ее премией Лоуренса Оливье за женскую роль второго плана. Для артистки статуэтка Оливье оказалась уже восьмой в ее богатой театральной карьере. “Зимняя сказка”, посетившая большие отечественные экраны, отнюдь не радужная, приторно одолевающая своим счастливым концом и праздничной обстановкой история. Впрочем, ей вовсе и не нужно быть таковой для того, чтобы заразить зрителя тихой и чистой магией подлинного волшебства, торжеством большого театра. Режиссерская команда не побоялась оттенить и вывернуть на поверхность все самое темное, густое и мрачное, что могло таиться в оригинальной шекспировской пьесе, все самое печальное, что может скрываться в самой сути человека. Создатели рискнули представить на суд публики грустную, реалистичную историю, и не прогадали. Их “Зимняя сказка” - рассказ о любви и верности, о неуемной страсти и полоумной ревности, об исцелении, прощении и ошибках, об осознании хрупкости человеческой натуры, о скоротечности жизни и мудрости, что приходит лишь со временем. |