|
Джайли Танико Мурат Дильманов - свободный художник, карикатурист, создатель Уятмэна, окончил АГУ имени Абая, факультет изобразительно-прикладного искусства, отделение станковой графики, сейчас не нуждается в представлении. Недавно он завершил свой новый проект в рамках промышленного дизайна. Теперь наш любимый город появится и в сладком исполнении - в основе дизайна архитектура города 70-х годов
- Мурат, мы долгое время не виделись, но ты всегда на слуху. Мы, твои бывшие коллеги, радуемся твоим успехам на карикатурном фронте. Чем ты сейчас занимаешься? - Я - фрилансер. Моя внутренняя натура требует постоянного движения. Жить стерильной жизнью не для меня. У меня что-то должно случаться... - Хорошее? - Разное. Разной степени негатива. Это нужно мне для творчества. Если все хорошо, ты быстро скатываешься в состояние овоща. Да и хорошее бывает разве что в сказках. Есть два Мурата Дильманова. Первый - это художник-карикатурист, которого все знают по сатирически-политическим работам, и есть второй - художник-иллюстратор.
- Для творческого человека лучше фриланс или стабильная работа? - Я бы вообще не равнялся ни на то, ни на другое. Для творческого человека должно быть все равно, кем он работает, если это настоящее творчество. - Какие твои последние творения? - Одна из последних работ - серия иллюстраций - шоколад и конфеты для кондитерской фабрики. Мои старые знакомые, которые предложили эту работу, оградили меня от административных забот, предоставив время для чистого творчества. Я только рисовал, занимался своей любимой работой. - Ты, творческий человек, как относишься к дедлайну? Сроки и вдохновение совместимы? - Мне это не мешает. Коммерческая иллюстрация имеет дедлайны и ограничения, но это часто вызов самому себе. Сделать с душой коммерческий проект, я считаю высшим пилотажем. Когда ты просто творишь, для себя - это одно. А сделать точно такой же креативный продукт за деньги - это дорого стоит. - Сколько времени тебе требуется, чтобы воплотить небольшой или крупномасштабный проект? - Львиную долю времени занимает вопрос утверждения и переговоров. А сам процесс рисования очень быстрый. - Насколько быстро ты реагируешь на социальные проблемы? - За много лет я привык перелопачивать информацию и переваривать в картинку очень быстро. Бывает, что за 15 минут я “отвечаю” на злободневную проблему. - Обращаются ли к тебе с претензиями за некорректность иллюстраций? - Да, конечно. Я прошел инициацию карикатуриста. Считаю, что чем карикатура беспощаднее, тем она эффективнее. Но не нужно путать беспощадность с похабщиной.
- Ты болезненно реагируешь на критику или тебе безразлично мнение окружающих? - Я адекватно воспринимаю критику. Если критикуют, значит, мои работы “цепляют”. Но среди большого количества критики я стараюсь найти именно конструктивную, благодаря которой смогу сделать свое творчество лучше. - При этом ты не посыпаешь голову пеплом? - Если честно, я отличаю хейт от критики. У меня есть своеобразный щит от хейтеров - это сложный юмор. - Не для простых умов? - Многие люди сложный юмор просто не понимают и не воспринимают. - Наметил ли ты для себя определенную планку, которую стремишься достигнуть? - Я не тщеславен. Я -гедонист. Жизнь - это получение удовольствия. И хотя в этом творческом мироощущении дедлайн не очень вписывается в мою картину мира, я ответственно подхожу к срокам исполнения. Но ставлю реальные сроки, в которые мне будет комфортно сдавать, не загоняя себя в рамки... Жизнь для того и дана, чтобы жить в удовольствие. - Можно сказать, что карикатуриста питает повседневная жизнь - ее проблемы и заботы... - Да, карикатурист должен каждый день следить за тем, что происходит. Быть внимательным, много анализировать, пытаться найти информацию... - Получается, ни дня без отдыха. Ты можешь выйти на каникулы, взять отпуск или просто отключиться от всего? - Зачем? Я не напрягаюсь. Я лентяй. Работаю только для того, чтобы иметь возможность побольше полениться. - Что важно для твоей второй ипостаси художника-иллюстратора? - Свободный художник может ловить эпоху за хвост, поэтому для него не важно, что происходит ежедневно. Он живет другими ценностями. Я работаю над техникой, оттачиваю мастерство. Ориентируюсь на мировой тренд в иллюстрации. Работаю над промышленным дизайном, сайтами, портретами в своем стиле, принтами. - Иллюстрацией книг ты занимаешься? - Я могу, но это не мое. Мне больше нравится работать с информационным полем, поэтому я и карикатурист. Реализую разные грани того, что вокруг нас происходит. - Какие люди тебе нравятся? - Мне нравятся те, кто, несмотря на свой возраст, не боится учиться. Это очень важно. Для того, чтобы иметь не потухший взгляд, важно обучаться. - А может, для эффекта живых глаз достаточно влюбиться? - Это совсем другое. - Ну как же! Это дает почву для творчества во всех сферах жизни. - Я не согласен. Влюбленность иногда даже мешает. Важно узнавать новое и не бояться идти вперед. - Ты предвидишь успех той или иной работы? - Да. У меня нюх, как у волка, который почувствовал кровь. Я знаю, какая карикатура будет востребована. Бывает, работу, которую я сделал на адреналине, на одном дыхании, сразу раздирают на репосты. - Если вдруг у нас сформируется идеальное общество, у тебя как у карикатуриста не будет работы? - В принципе, для карикатуриста это не важно. В той же благополучной Франции есть многовековые традиции карикатуры. Пороки у общества всегда найдутся. Может быть, карикатура со временем трансформируется, но мемы карикатуру не заменят никогда. |