|
Ситора Сапарбаева
Световые тени
В Алматы при поддержке Дипломатической миссии США в Казахстане прошел третий Go Viral Network, - фестиваль передовых идей и инноваций в сфере медиа, культуры, бизнеса и технологий из Казахстана, Центральной Азии и Соединенных Штатов
Трехдневный фестиваль собрал журналистов, работников креативных индустрий, гражданских активистов и просто неравнодушных профессионалов из различных сфер, которые хотят обменяться опытом, идеями, вдохновением и получить заряд творческой энергии для создания новых проектов. Международный проект включает в себя семинары, панельные дискуссии, музыку, фильмы, спектакли и мастер-классы от ведущих тренд-сеттеров из США и Центральной Азии в сферах медиа, культуры, бизнеса и технологий. На одной из творческих площадок прошли необычные световые инсталляции художника, профессора Массачусетского колледжа искусства и дизайна Элайн Букхольц. После ее воркшопа “Свет, пространство и архитектура” она поделилась с нашим корреспондентом своим “ночным видением”, отношением к жизни и любви.
- Элайн, все ваши инсталляции выстроены в темноте. Несет ли ночь для вас определенное духовное или мистическое значение? - Причина, по которой мои инсталляции находятся в темноте, более прозаична: я начинала с деятельности дизайнера по освещению для танца и музыки (lighting designer) и занималась этим в течение 25 лет. В темноте легче контролировать внимание зрителя - можно направлять свет туда, куда нужно тебе. Это самовыражение через направление человеческого внимания к чему-либо. И хотя это звучит больше как практический аспект, все же имеет, безусловно, духовное значение. Однако сейчас уже не все мои работы сделаны в темноте, так как я отточила мастерство световой инсталляции, - мне стало интересно искусство отраженного источника, использование солнечного света на предметах. Например, когда днем видишь яркий розовый цвет, отраженный на стене здания. Сейчас я использую и солнечный свет, и тени, а также продолжаю использовать темноту. Мне нравится работать на контрасте, так как, когда ставишь две разные вещи рядом, получается что-то интересное и красивое, красота в различии, в противоположности. Все-таки свет сам по себе имеет духовный компонент, компонент всего мироздания.
- Рассматривая ваши инсталляции, у меня сложилось впечатление, что вы подсвечиваете темноту, чтобы смягчить восприятие нашего мира, который бывает порой жесток и смотрится сплошным квадратом Малевича... - Для меня все находится в циклах, в один момент ты думаешь, что все разваливается, а в другой ты снова находишь себя. Я думаю, все в этом мире циклично и имеет две стороны - свет и тьму. Поэтому я не создаю свет, я его раскрываю, мое творчество - это не рассказ обо мне, это то, как я вижу мир сквозь призму своей жизни, тот баланс в природе, который я чувствую. - Как рождаются ваши инсталляции? - Вчера я беседовала с одним молодым алматинским художником, и он сказал, что причина, по которой он создает свои произведения, это чувство, которое он испытывает в процессе. Для меня также очень важен процесс. Мои творения - это мой ответ существованию в этом мире, я запечатлеваю те моменты, которые нахожу для себя интересными и значимыми. Творя, я сохраняю их не только для себя, но и для других людей, чтобы они заметили эту красоту. Этот вопрос очень объемный, на него непросто ответить. Я использую свое отношение к природе, пространству, архитектуре, свету, и когда совмещаю все эти элементы и анализирую их, мне становится легче понять, что с ними сделать в конкретной инсталляции, “место-пространство”, в котором я их собираю, само подсказывает ответ. - Есть ли то место силы, в котором вы любите находиться. Какие эмоции более благотворны вашему творчеству? - Мне нравится чувствовать радость и улыбаться, я люблю быть в предвкушении чего-то особенного и чувствовать любовь. - Опыт таких путешествий, как, например, ваш приезд на фестиваль, вдохновляет вас? - Конечно. Я счастлива, когда вижу мир, знакомлюсь с новыми людьми, получаю захватывающие впечатления. Здесь я уже побывала в горах и прошлась по лестнице здоровья в сто ступенек. Поела в ресторане с видом на город, также мне очень понравилось в Chamberlain Country club, где лошадей учат читать и заниматься йогой. Это место меня во многом вдохновило - это необычно и захватывающе. - Это ваш второй визит в Казахстан. Какие творческие впечатления на вас произвел город? - Да, я впечатлена городом, и Казахстан вдохновляет меня, особенно Алматы. Мне нравятся люди, в них есть приятная мягкость и гостеприимство, их теплота и интеллигентность притягивают. Я думаю, что ты притягиваешь то, что хочешь увидеть.
Элайн Букхольц - художница, специализирующаяся на инсталляциях, профессор Массачусетского колледжа искусства и дизайна. В своих последних работах она использует свет и видео и исследует их отношения с пространственными формами, со скульптурой и архитектурой, часто под покровом темноты. Элайн работает со зрительским восприятием и через свои работы погружает зрителя в свои арт-объекты. Художница получила две магистерские степени MFA от Калифорнийского колледжа искусств и Стэнфордского университета с 2002 по 2006 год при поддержке стипендии Джейкоба К. Джавита. Ее работы выставлялись в проекте The Minnesota Street Project и в галерее 308 в Сан-Франциско, Калифорния, в Международном доме Японии в Токио, Япония, и на The Lumiere Festival в Лондоне, Англия. Элайн получила стипендию Фулбрайта для специалистов в 2018 году и стипендию Японской комиссии дружбы в 2017 году. Ее работы находятся в коллекциях многочисленных частных коллекционеров на восточном и западном побережьях США и за рубежом.
|