|
Эльвира Сыздыкова В течение трех дней в Государственном академическом театре оперы и балета имени Абая проходил III Международный фестиваль Ballet Globe, почтивший бессмертную память Рудольфа Нуреева, ослепительного балетного танцовщика XX века. В рамках танцевального проекта посетители смогли насладиться прославленными постановками в исполнении ведущих артистов мировой сцены, фотовыставкой, поведавшей о ярчайших триумфах легенды, а также уникальной экспозицией его подлинных сценических костюмов
|
В этом году фестиваль Ballet Globe неспроста решил увековечить эпохальное имя и историческую фигуру Рудольфа Нуреева. Легенде многогранного, зачастую такого скандального балета, исполнилось бы 80 лет, если бы в 1993-м не погасло слепящее гало его богоподобного таланта. Жизнь Рудольфа Хаметовича напоминала неукротимый смерч, стремившийся лихо накрыть собой весь мир, словно предчувствуя скорое трагическое истощение. Трудолюбивый, до въедливости амбициозный Нуреев собственными силами безудержно ворвался в балетную элиту еще в юном возрасте. Бунтарь по натуре, свысока разглядывающий завистников, он не различал преград и создавал свое уникальное видение и понимание танца, одним из первых уделив ключевое внимание мужским партиям в балете.
Майя Плисецкая, не менее лучистое имя балетного мирового наследия, справедливо замечала: “До Нуреева танцевали по-другому”. И действительно, танцовщик своей порывистой хореографией сумел украсть зрительское внимание, традиционно направленное на балерин. Нуреев высвободил находящуюся в тени скорее вспомогательную мужскую роль, придав ей эпатажные черты невиданной ранее маскулинности. Шарль Жюд, друг, ученик и духовный сын Рудольфа Нуреева, на встрече с прессой много рассказывал о том, каким осчастливленным он оказался, застав сияние живой легенды. Этуаль “Париж Опера” - представитель Фонда Нуреева - поведал не только о природном даровании учителя, но и о его неутомимом трудолюбии. По словам Жюда, никто не давал такого огромного количества выступлений, какое дарил миру Рудольф Нуреев на пике своей популярности, - а это почти три сотни спектаклей в год. Также Шарль Жюд почеркнул, что фестиваль Ballet Globe, организованный компанией Art Classic, преследует очень высокую, благородную цель - воспитание и духовное обогащение через наслаждение балетным искусством. Встречу также посетили исполнители ведущих партий в фантастическом французском балете “Жизель”, который вечером 3 апреля торжественно открыл серию постановок, вошедших в этом году в чудесный репертуар Ballet Globe. Этуаль Парижской национальной оперы Мириам Олд-Брам исполнила роль Жизель. Балерина не менее стремительно продвигалась к вершине мирового балета. Так, в 17-летнем возрасте девушку зачислили в кордебалет, а к 23 годам она уже являлась прима-балериной оперы, несколько позже получив престижный титул “Этуаль” - “Звезда”. Артистка поделилась: “Я безумно счастлива быть здесь, танцевать на сцене этого театра, участвовать в балете “Жизель” в команде с Полем Марке, с которым танцую впервые. Я считаю балет “Жизель” одним из самых романтичных - не зря это французский балет. И можно смело утверждать, что для каждой балерины танцевать в “Жизели” - мечта”. Мириам Олд-Брам за 20 лет сольной танцевальной карьеры не раз исполняла центральные партии в спектаклях с авторской хореографией Рудольфа Нуреева. Артистка добавила, что для Франции вклад Рудольфа Хаметовича составляет великое наследие танцевального искусства.
|
Мириам Олд-Брам и Поль Марке
|
А партнер балерины, первый солист Парижской национальной оперы Поль Марке, которому выпал шанс исполнить главную мужскую партию в “Жизели” - графа Альберта, высказался так: “Это первый раз, когда я буду выступать в постановке “Жизель”. Эта роль, о которой я также мечтал уже давно: она прекрасна, полна страсти и любви. К сожалению, я еще не так часто участвовал в балетах Нуреева. Я не имел возможности знать его самого, но встречался с людьми, которые работали с ним, которые могли раскрыть для меня бесчисленные грани его таланта”. Также танцовщик признался, что пойти в профессиональный балет его побудил именно талант Нуреева, его особое чувствование хореографии, которой он создавал свои интерпретации классических историй. Для Марке также неистощимым кладезем вдохновения по сей день являются образы, воплощенные Нуреевым на сцене. И потому, как признался Поль, его переполняло предвкушение испытать новые ощущения в работе над партией, которую когда-то блестяще танцевал легенда мирового балета.
Сюжет балета “Жизель”, основанный на древней немецкой легенде в пересказе Генриха Гейне, переносит зрителя в мир, полный чистейшей веры и влюбленности, которым, увы, не одолеть смрадного духа обмана и коварства. Юную голову крестьянки Жизель вскружило слепое чувство любви к молодому Альберту. Испытывающий теплые чувства к девушке лесничий Ганс тщетно пытается раскрыть глаза Жизель на истинное лицо ее возлюбленного, который ради развлечения манипулирует героиней и скрывается за обликом сельчанина, являясь выходцем из дворянских кругов. В бурлящем течении совершенно не слагаемых обстоятельств уродливая правда все-таки оказывается на виду, ломая напрасные надежды юной Жизель. Растоптанная и преданная девушка вязнет в пучине безумия и умирает.
Второе действие балета наполнено атмосферой мистицизма, а также глубже раскрывает характер графа Альберта. Измученный укорами совести, он приходит на могилу Жизель, где в кладбищенском тумане его окружают разгневанные виллисы - не нашедшие покоя души умерших до свадьбы невест. От их остервенелой мести юношу спасает прозрачная тень Жизель, все так же безвозмездно преданной Альберту. Первые лучи солнца, наконец, навеки разлучают запутавшихся в своих ролях героев. И молодому человеку остается лишь горькое сожаление о том, какой чистой и всевластной была любовь Жизель, которую он потерял, так и не успев обрести.
Фото Талгата Галимова |