|
Эльвира Сыздыкова Оживленным будним днем в своем магазине Игорь Голоус, одаренный алматинский ювелир, уделил время беседе с корреспондентом “НП”. Бренд Stone Igor отличают предпочтительная работа с натуральными камнями и беспрецедентный дух изделий, а самого мастера - особый, внимательный подход к каждому клиенту
- Игорь, как давно у вас возникла страсть к ювелирному делу и что смотивировало к ее перевоплощению в нечто профессиональное? - Я еще учился в машиностроительном институте на металлообработке. И уже в те годы начал проявлять интерес к поведению металла при ковке, протягивании, сварке, к возможности придавать форму при помощи разных инструментов. Что касается прихода к ювелирному искусству, началось это около 10 лет назад. Я продавал натуральные камни и украшения, изготовленные не мной, но постепенно пришло желание самому создавать нечто эксклюзивное. И началась работа с клиентами. Им хотелось оправить камень необычно, воплотить что-то, вот с того момента у меня и возникли задумки, мотивация предоставить клиентам то, чего они хотят. Сейчас заказы занимают 90 процентов работы. К тому же клиентки чувствуют тончайшую грань, выход за пределы которой способен испортить всю задумку. - Что вам помогает почувствовать эту грань? - Есть законы композиции, есть центральный элемент - им может стать камень или задумка, которую мы обыгрываем. Это сочетание ювелирных тонкостей, таких как крепление, баланс, стойкость, оправления камня в разных техниках. Саму композицию часто навязывают текстура камня, его красота и, конечно же, пожелания заказчика.
- Работа мастера-ювелира для многих - темный лес. Обладание какими навыками требует профессия? - Нужны терпеливость, усидчивость, так как это трудоемкий и энергоемкий процесс, не возникающий на пустом месте. Видеть, чувствовать металл, его температуру. Все это приобретается со временем, главное - найти в себе желание и быть влюбленным в эту красоту. Если человек не влюблен в искусство ювелирного дела, он этим заниматься просто не сможет. В конечном результате мы видим чистое, отполированное, блестящее изделие, и мало кто задумывается, что в процессе изготовления оно бывает и черным, и матовым, и грязным. Эту закулисную игру никто не видит, хотя там происходит главное. Ну и, естественно, от ювелира требуются художественные данные, умение представить себе готовое изделие. - В среднем сколько времени уходит на изделие, и как часто вы творите? - Процесс этот на самом деле беспрерывен - от заказа к заказу. У нас очереди на изготовление, а на средний стандартный комплект - кольцо, серьги, кулон - уходит почти неделя. Бывает, одно кольцо можно изготовить за день, а над ожерельем необходимо трудиться полмесяца. Размер тут тоже не играет роли - соль в деталях. Сейчас, надо признаться, я загружен организационными вопросами, сотрудничеством с пробирной палатой, участием в выставках. И потому изготовлением заказов занимаются мои мастера в цехе. - Игорь, над какими изделиями вам приятнее всего работать? - Предпочитаю работать с натуральными камнями. Если работа идет, отталкиваясь от камня и творческой задумки, - это в любом случаем мне по душе. Могу пойти от обратного. Бывают такие заказы, когда требуется что-то скопировать, по восковым фигурам сделать. Это неинтересно, нет места для фантазии, есть только механическая работа. Не очень люблю работать над простыми, лишенными задумки изделиями, требующими только квалификации паяльщика, но совсем не художника или мастера.
- Когда у вас рождается идея изделия, как действуете дальше? Это работа с эскиза, по плану или же какая-то спонтанная магия? - На самом деле все, что вы перечислили, уместно в описании работы. Одно изделие рождается из заказа, другое - из эскиза. Приходят порой художники, не умеющие переносить свои навыки в металл, и мы с ними уже дорабатываем их эскизы, потому что в металле не все технически возможно исполнить. Бывает, что совершенно спонтанно. Взглянешь на камень, ухватишь загадку и расшифруешь ее. В камне очень часто можно многое увидеть, найти ассоциацию. Не исключено, что детали увиденных мною изделий навевают идею, подсказывают, как поступить с залежавшимся материалом. - А если работаете над заказом клиента, что требуется от него и от вас, чтобы получился тот самый - качественный, желаемый - продукт? - Если человек хочет максимально приближенное к своей идее произведение, то тут нужны его эскиз, фото, какая-то точка опоры. Чаще всего изделия получаются более проработанными, когда заказчик дает карт-бланш, определяясь лишь с тематикой, цветовой гаммой, замыслом. Заказчик должен суметь довериться мастеру, перед этим посмотрев его работы, проникнуться. - Все ваши работы сделаны вручную. Как это отличает продукцию от той, что создана в промышленных условиях? - Внешне можно увидеть разницу - можно подойти к прилавку, увидеть идентичные изделия и понять, что это ширпотреб. Авторские работы нестандартны, не повторяются, видна их сложность, видны несовершенства в мелочах. - Какова основа вашего бренда Stone Igor, философия? - Основа - работа с натуральными камнями. Контакт с камнем дает определенную энергетику, заряжает, дарит настроение. И чтобы впитать эту копившуюся миллионами лет энергию, люди и берут натуральные камни. Дело даже не в цвете, ведь натуральные камни уступают по яркости синтетическим. Но искусственные камни пустые, холодные, что носить пластмассу, что синтетику - все одно. Мы творим для людей, умеющих прочувствовать концепцию изделия, для тех, кто впоследствии будет носить украшение и помнить о задумке, заложенной в нем, обращаться к ней, уважать ее историю.
- Давайте так: самое сложное, самое приятное и самое запоминающееся в творческом процессе? - Самое приятное - формирование замысла. Внутри все переворачивается, отзывается, когда он, наконец, рождается. И еще последний этап, когда готовое изделие соответствует прогнозам. Сложности чаще всего связаны с техническими составляющими. В работе над нестандартными изделиями приходится прибегать к неординарным закрепкам, соединениям. Это должно быть и технически исполнимо, и прочно, и красиво. Самыми запоминающимися для меня всегда становятся эмоции довольного заказчика. Наверное, поэтому я не скидываю фотографии клиентам по завершении работы: им нужно вживую увидеть украшение - это очень важно. - Ваша дочь также занимается ювелирным делом, творит чудесные вещицы (ее работы читатель может увидеть на фото, где браслет и кольцо демонстрируются на руке). Она обучилась этому ремеслу у вас? - Она сейчас заканчивает колледж, идет на красный диплом, будет ювелиром с профессиональным образованием. Я считаю, что она уже переросла отца в ремесле. В средней школе мы с супругой заметили, что дочь проявляет интерес к рисованию, поделкам, и начали ее поддерживать, потихоньку направлять. Моя дочь, кстати, сидит в мастерской. У нее сейчас стадия обучения, нарабатывания навыков. Она мне помогает в работе - подсказывает по художественной части. Испокон веков ремесло передавалось из поколения в поколение, и каждое новое поколение перенимало умения и навыки своих родителей, улучшая этот уровень. Жаль, что сейчас люди стали отходить от этого и молодым приходится начинать с самых основ. - Игорь, в прошлом году вы стали лауреатом Евразийской международной премии за высочайшее мастерство и выдающийся вклад в ювелирное искусство Евразии. Что значит для вас эта награда? - Мне сложно принимать похвалы, я перфекционист, но сам идеальным не являюсь. Награда - огромный шаг для меня, это все-таки признание - мой уровень оценили, захотелось достигать большего, совершенствоваться. Я рад, что Казахстан проводит международные конкурсы, выставки, которые стимулируют развитие ювелирного искусства. Если выставки открывают новых мастеров для клиентов, то конкурсы дают толчок самим мастерам. Такие мероприятия приобщают человека к прекрасному, направляют, дают возможность прочувствовать и увидеть именно искусство.
Фото Талгата Галимова |