|
Ольга Шишанова
Совсем другая история
Вчера в столичном Национальном музее РК открылась первая из четырех выставок, приуроченных к празднованию 20-летия Астаны, посетив которую в течение трех ближайших месяцев жители и гости города смогут насладиться шедеврами знаменитой Третьяковской галереи
Как рассказал “НП” генеральный директор КазНИИ культуры МКС РК Андрей Хазбулатов, вернисаж стал возможен благодаря Минкультуры и спорта РК, а также личному авторитету министра Арыстанбека Мухамедиулы. Кстати, это уже не первый раз, когда столичные жители становятся “обладателями” культурных сокровищ, подобных 50 шедеврам из Третьяковки. Например, в прошлом году в рамках международной выставки “Астана ЭКСПО-2017” усилия Мухамедиулы увенчались тем, что в столицу Казахстана привезли картины из Нью-Йоркского музея Николая Рериха, до тех пор ни разу не покидавшие США. А также шедевры русской живописи из Америки, охватившие своими полотнами несколько столетий, но уже из частных собраний, в которые они попали после октябрьского переворота 1917 года.
Нынешняя экспозиция оказалась представлена частью великолепной сокровищницы Третьяковской галереи, являющейся золотым фондом мирового искусства. Это такие фамилии, как Константин Коровин и Абрам Архипов, Константин Юон и Петр Кончаловский, Илья Машков и Аристарх Лентулов, Павел Кузнецов и Игорь Грабарь, Михаил Нестеров и Исаак Бродский, Татьяна Яблонская и Юрий Пименов, Виктор Попков и Таир Салахов. Несомненно, эти имена на слуху с раннего детства не только у любителей живописи, но практически у всех - ведь по ним еще со школьных учебников совершались первые шаги в мир прекрасного, происходило знакомство с художниками прошлого, они служили образчиками отражения целой эпохи для зрителей и вдохновляли на создание новых работ профессионалов.
Так что всем и каждому, заглянувшему на огонек вернисажа в Национальный музей Астаны, обеспечат встречу с кусочком прекрасного из прошлого, из детства, из того времени, когда деревья были большими, небо ярче, а в картины можно было заглянуть и заблудиться во времени...
Как и в привезенных 50 самых, пожалуй, известных всем живописных произведениях, которые охватывают практически весь ХХ век: самые ранние полотна датируются началом 1900-х, поздние - 1980-ми годами. Так, в нынешнюю экспозицию включены “Крестьянки” Абрама Архипова, “В саду. Гурзуф” Константина Коровина, “Зеленый шум” Аркадия Рылова, “Хлебы. Снедь московская” Ильи Машкова, “Портрет балерины Лепешинской” Александра Герасимова, “Опять двойка” Федора Решетникова и знаменитое “Утро” Татьяны Яблонской, которое по праву можно назвать камертоном всей экспозиции. Дело в том, что у этой картины, полной света и надежд, своя, потрясающая и необычная, история любви. Конечно, у всех произведений, как у людей, своя судьба и свой путь - от художника, его создавшего, до музейных стен или частных коллекций.
Однако картина Татьяны Яблонской “Утро” связана с Казахстаном, а изображена на ней старшая дочь художницы Елена, которой в пору написания работы было всего 13 лет. Кстати, многие наверняка помнят, что репродукцию этой жизнеутверждающей картины печатали и в журналах, и на страницах школьных учебников, ее вырезали и вешали на стены в советских квартирах. Уж больно она яркая, солнечная, дающая силы к жизни. Висела такая репродукция и у казахского мальчика из Алма-Аты Арсена Бейсембинова, который буквально влюбился в девчонку с косичкой, тянущейся навстречу утреннему солнцу. Никто и предположить не мог, что в будущем Арсен не только станет именитым казахстанским художником, но исполнится его мечта - познакомиться с девочкой “с картины”. Но всех в этом мире, как известно, ведет своя судьба - Арсен повзрослел, уехал учиться в Москву, стал студентом одного из самых известных художественных училищ столицы СССР - знаменитой Строгановки и... познакомился с Леной, в которую был влюблен с детства. С той самой девочкой с косичкой, что теперь уже наяву сошла с полотна своей матери-художницы. Эта лав-стори закончилась счастливо - молодые люди поженились, и сегодня Елена Бейсембинова давно уже живет в Алматы, бережно храня дорогую ей память о тех временах, когда они с мужем уже на пару работали над многочисленными картинами и иллюстрациями для книг, над живописными и графическими произведениями.
Кстати, картину “Утро”, как и большинство экспонируемых в стенах Национального музея полотен, создала живописец, чье имя тесно связано именно с московской школой - носительницей национальной традиции русского изобразительного искусства. К тому же известной своими творческими объединениями, такими, как “Товарищество передвижников”, “Союз русских художников”, “Бубновый валет” и “Ассоциация художников революционной России”. Нам остается лишь добавить, что следующим вернисажем в стенах Национального музея станет выставка произведений изобразительного искусства из собрания Объединения национальных музеев Франции - Гран-Пале, в частности произведений французского художника постимпрессиониста Поля Серюзье - любимого ученика Поля Гогена, открытие которой запланировано на 28 июня. Но это будет уже совсем другая история...
Астана |