Мария Коленко В рамках II Международного фестиваля Ballet Globe в Алматы выступили звезды мирового балета
В этом году 27-29 марта в ГАТОБ имени Абая проходил фестиваль, посвященный 200-летию со дня рождения великого хореографа, театрального деятеля и педагога Мариуса Ивановича Петипа. В течение трех дней вместе с казахстанскими артистами на сцене выступали примы, солисты и этуали ведущих мировых театров - Большой театр Женевы, Парижская опера, Ковент-Гарден, Большой театр России и Большой театр Бордо
- Фестиваль Ballet Globe - это очень важное мероприятие для Алматы, предоставляющее уникальную возможность воздать должное мэтру балета Мариусу Петипа, который создал русскую школу балета в XIX веке и является автором шедевров эпохи романтизма, в частности балетов Чайковского и Глазунова. Организовывая этот фестиваль, мы хотели показать широкой публике классический балет, а также современный, который активно развивается сейчас во Франции и других странах, - сказал Генеральный консул Франции в Алматы господин Патрик Ренар.
В день открытия фестиваля публика наслаждалась классической постановкой балета Петра Чайковского “Спящая красавица” на либретто Ивана Всеволожского и Мариуса Петипа (по сказкам Шарля Перро). Главные партии исполнили этуали Парижской оперы Мириам Олд-Брам (принцесса Аврора) и Матиас Эйман (принц Дезире). Во время соло Матиаса и Мириам зрители замирали от восхищения, увидев на сцене поэтичную балетную феерию, и боялись нарушить магию действа громкостью своего дыхания. Словно не весящие и грамма артисты балета беззвучно перемещались по сцене, выполняя прыжки и прочие элементы, и в танце рассказывали историю преодоления злых чар победоносной силой добрых чувств: любви, дружбы и преданности.
- В Казахстане мы с Мириам впервые, поэтому нам интересно проявить себя и показать весь наш опыт, который мы имеем, и раскрыть наше творчество перед казахстанским зрителем. Для нас этот фестиваль является большим открытием, потому что считаем за честь познакомиться с представителями русского балета, мы очень рады танцевать с ними на одной сцене, - признался Матиас Эйман. Во второй день фестиваля зрители увидели балет “Баядерка”, в основу сюжета которого легла драма древнеиндийского поэта Калидасы “Сакунтала, или Узнанная по кольцу”. Никию на сцене воплотила прима-балерина Большого театра России Екатерина Крысанова, ведущий солист того же театра Игорь Цвирко исполнил партию воина Солора, а приглашенная прима-балерина Королевского балета Ковент-Гарден Яна Саленко - дочь раджи Гамзатти.
- Не буду скрывать, что спектакль “Баядерка” - вершина и мечта любой классической балерины, которая стремится станцевать весь классический репертуар. Конечно, эта партия непростая, и я бы не давала совсем молодым и юным к ней, так сказать, прикоснуться, потому что для этой роли нужно накопить какой-то опыт и подойти к ней уже с багажом, чтобы тебе было что рассказать и показать. Роль Никии безумно интересна и сложна именно тем, что ты абсолютно разный человек, в первых двух актах - один, а в третьем ты являешься тенью. Получается, на деле ты всегда танцуешь как бы два совершенно разных спектакля. Это доставляет сложности и требует определенного настроя. Спектакль занимает особое положение в моем репертуаре. И эта роль никогда не танцуется одинаково, и ты никогда не знаешь заранее, как завтра ляжет твой характер на героиню. Это всегда немножко сюрприз даже для меня, не то что для зрителя, - сообщила прима-балерина Большого театра России Екатерина Крысанова.
- Спектакль “Баядерка” для меня очень важен. Будучи артистом, я не сразу станцевал партию Солора. В Большом театре я очень долго шел к этой партии, успел станцевать практически весь кордебалет, и вот не так давно мне довелось исполнить главную роль - партию Солора. Это была действительно мечта, потому что роль интересная, и, в принципе, весь спектакль проходит в выяснении отношений между двумя партнершами. Сложность еще в том, что ты как партнер не должен обращать на себя огромное количество внимания, но при этом должен сам тоже быть значимым героем в этой истории. И, безусловно, танцевать с Катей этот спектакль мне очень приятно, - поделился ведущий солист Большого театра России Игорь Цвирко. Наряду с шедеврами классического танца в рамках гала-вечера зрителям показали номера из современной хореографии, в их числе премьера фантазии Shudder in the loins по мотивам балета “Лебединое озеро” в исполнении ведущих солистов Большого театра Женевы Юми Айзава и Саши Рива (хореография Симона Рэпеле). Па-де-де из балетов “Коппелия”, “Дон Кихот”, “Пламя Парижа” и “Эсмеральда”, “Умирающий лебедь”, адажио из балета “Кармен-сюита” - эти и другие танцевальные номера увидели гости в завершающий день Ballet Globe. Гала-концерт предоставил возможность зрителям открыть новые хореографические горизонты.
Помимо знакомства с культовыми балетными постановками и современными спектаклями в дни фестиваля в фойе ГАТОБ имени Абая открылась выставка современного искусства LEVITATION, которая будет работать до 14 мая 2018 года. В экспозиции представлены работы Алмагуль Менлибаевой, Дархана Рухолла, Джузеппе Ло Скьява, Сакена Нарынова, Асхата Ахмедиярова и Армата Бектаса. Искусно владея свои телом и духом и накопив духовную энергию, артисты балета исполняют перформанс на сцене так же, как и художники красками на холсте или в цифровом пространстве. И делятся своими волновыми порывами со зрителями. Кроме того, этуали провели творческую встречу в формате public talk с учащимися Алматинского хореографического училища имени Селезнева.
Фото Талгата Галимова |