ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Этюды на полях Последняя страница

Сагымбай Козыбаев
Доли ради

alt

Основной люд старается не лезть в политику. Понимая, что это дело не столько гибельное, сколько болотистое - увязнешь.
Но ведь есть избранные из живущих. Безусловно. И они отдают этой зачастую нечистоплотной даме - политике - всю сознательную жизнь. Получая в ответ порой тумаки. А то и более серьезные обструкции от власть предержащих. Пострадать может семья, близкое окружение. Особенно дети. А оно при чем - это безгрешное племя?
Вопрос об избранных во многом спорный. Героями их делает, по большому счету, лишь время. Человека нет в живых, а его причисляют к лику таковых. А могут и не причислить. Искать свидетельства не надо, они в исторических параллелях.
В середине XIX века в России все дышало надеждами на лучшую жизнь. Тридцатилетнее николаевское правление (Николай I), начавшееся с виселиц декабристов на Кронверкской куртине Петропавловской крепости и закончившееся позорным поражением феодальной России в Крымской войне против Турции (1853-1856), опальный Александр Герцен назвал застоем.
Через век с лишним это слово заимствовал “реформатор” Горбачев и вверг державу в пучину. Мощное государство - СССР - развалилось на глазах, а осколки его в надежде на изменения жизни в лучшую сторону прибегли к доморощенным революциям - оранжевым, тюльпановым и прочим. Цветочные краски, увы, оказались блеклыми. Они выцвели и привели к еще большей стагнации и деградации нравственного состояния общества.
Повторилось как и некогда - в глубинах ушедшего времени.

Взошедший на престол и коронованный в марте 1856 года в сакральном - 37-летнем - своем возрасте Александр II вроде снизошел до герценовского эмиграционного гласа из Лондона: “Государь, дайте свободу русскому слову. Уму нашему тесно, мысль наша отравляет нашу грудь от недостатка простора, она стонет в цензурных колодках. Дайте нам вольную речь...Нам есть что сказать миру и своим. Дайте землю крестьянам. Она им и так принадлежит; смойте с России позорное пятно крепостного состояния, залечите рубцы на спине наших братий - эти страшные следы презрения к человеку... Торопитесь! Спасите крестьянина от будущих злодейств, спасите его от крови, которую он должен будет пролить”.
Но отмена рабства породила поколение революционеров-экстремистов. По России прокатились крестьянские бунты, восстания. Государь перешел к радикальным действиям, усилились репрессии. Именно в царствование Александра II завершается колониальное присоединение Кавказа и Казахстана к России. Чернышевский призывает Русь к топору, а Писарев выдвигает лозунг: “Что можно разбить, то и нужно разбивать. Бей налево и направо”.
Впервые в такой ситуации именно в России появляются террористические организации. За Александром II, царем-освободителем, охотятся по всей стране. На него совершается ряд покушений (1866, 1867, 1879, 1880). В конце концов, это удается команде Андрея Желябова, руководителя “Народной воли”. В 1881 году Александра II, наконец, убивают, через шесть лет за попытку покушения на его сына - царя Александра III казнили уже другую группу народовольцев, среди них - Александра Ульянова.
Интересно, что Ленин всегда ставил Желябова в один ряд с Робеспьером и Гарибальди. И стал мстить за повешенного брата-террориста (до недавнего времени героя советской идеологии. - С.К.).
Так надежда на лучшую жизнь привела к Октябрьской революции 1917 года.
Что же спустя век? Известный российский идеолог, создатель российского радио и телевидения новейшего времени, бывший председатель ВГТРК Олег Попцов с горькой иронией пишет: “25 лет прошло с 1991 года. Что построено за это время? Страна не смогла сделать не только рывка, но и шага вперед” (АиФ, 2016, №13).
Сейчас рецептурное время - модно прогнозировать развитие общества на далекую перспективу. Ожидая от нее лучшей доли. Прогнозировать не вредно. Возможно, и надо. Но зная четкую картину будущего. И учитывая ошибки прошлого. Не повторяя и не заимствуя их. Но и беря лучшее, что там было. И нужна нормальная идеология, которой попросту нет.
Не знаю, учит ли история? Вновь в седле избранные, назовите их как угодно - демократами, оппозиционерами, инакомыслящими, террористами. Одни уже готовятся к 100-летию вышеозначенной революции, следствием которой стал ушедший в небытие СССР. Другие - террористы-шахиды - не дремлют, с именем Аллаха превознося себя на небеса. Занимаются чем-то третьи, четвертые.
Мир стремительно идет к временам холодной войны. Вновь погоня за химерой, несбывшимися мечтами, очевидными истинами. Корежится земля, стонут души. Сытость и сирость. Невиданное расслоение - богатые и бедные.
В этот хаос как бы тихо, шепотом вкрадывается лишь один вопрос: что будет с нами - страной, миром, потомками? Не сейчас - это ясно. А хотя бы через век.
Нелегкое это дело - гадание...
 

alt

Царь Александр II

Пляска бесов
Постсоветский мир погряз в коррупции. Мздоимство, как последний светлый луч, в делах и помыслах. А что остается? Общий пирог съеден. Пароходы, фабрики и то, на чем они - вода и земля, - распроданы, расхищены. Будто война прошла - в упадке села и города.
Дружба дружбой, а свое отдай. А еще лучше - верни самостоятельность, ее принято называть независимостью. Вот уже элитные умы делят Россию на куски и осколки. По Уральскому хребту - предлагают одни. Другие - давайте отделим Кавказ, татарам дадим одно, башкирам - другое. С Сибирью вроде разобрались первые, она сама по себе. Не хотят быть при этом бастыки простыми руководителями субъектов, а президентами как и ранее. Так заявили в Татарстане. В Дагестане, что ни день, все ловят террористов. Столько что ли их развелось? Саха и что севернее, и что рядом - лишь в водке находят успокоение.
Разлад, одним словом.
“Лучше бы, если немцы в свое время выиграли войну”. Известного журналиста Минкина и других, ему подобных инакомыслящих, цитирует долго и нудно на официальном российском телеканале в своей программе “Бесагон” (ее злые языки окрестили “Агонией беса”) Никита Михалков. Он - известный радетель русского духа, единственно первейшего и высокого. Все остальное, по его мнению, - производное. Интернациональное как бы есть, но все же на заднем плане.

Жаль, что Михалков не родился казахом. Такие единоличные телепрограммы знаковых личностей никогда не помешали бы и нам. А то на национальном телеканале одни пляски и песни - ощущение такое, что казахи только это и умеют делать. Но ведь если в огромной России разродился лишь один Михалков, а теперь и Вассерман, заменив Прохановых, где взять такого в Казахстане?
Вообще-то Михалков говорит правильно. Об едином котле, объединяющем общие судьбы. Что Крым - это не только одни камни, так нужные России. Что на Украине разгул фашизма. Что война в мыслях идет между теми, кто победил в Великой Отечественной войне, и теми, кому это не нравится. Нужно определяться - на чьей ты стороне.
Все правильно. Кроме одного - не говорить по старинке с позиции старшего брата. Другим непозволительно, а еще лучше - замолкните, дескать.
Михалков - идейный стержень современной России. Есть еще и Жириновский. Сегодняшние своеобразные геббельсы. В любой стране они есть. Появляются и сходят. Остается осадок.
А где главная мысль, что мы, разные по цвету - братья. Россия - вся она такая. Да и мы есть, тоже люди.
Жаль, не хватает сегодня Айтматовых, Гамзатовых, Кулиевых, Ауэзовых...
Бесы развлекаются, а мир по-прежнему живет по своим понятиям.

 

О, кереи мои...
Куда только судьба не забрасывает нас порой! Лет двадцать назад я оказался на самой западной точке Турции - на мысе полуострова Карабурун. Не злоупотребляя традиционным гостеприимством абсолютно не знакомого мне простого крестьянина, прожил у него пару дней. Егей (Эгейское море) здесь первозданно, в камнях и скалах, туризмом и не пахнет, лишь одиночные залетные гости вроде меня тревожат его покой.
А вообще мысли и цели были несколько иные, я был в предвкушении встречи с местным турецким казахом, абак-кереем, не рядовым, а ставшим известным, очень состоятельным бизнесменом. Тоже там, под Измиром, но ниже его, в тридцати-сорока километрах близ города Кемалпаша, названного, видимо, не случайно в честь великого Ататюрка.
Здесь на склонах небольшого предгорья, в ущелье, напоминающем наши алматинские, есть Қазақ сайы - Казахское ущелье. Большая, как мне показалось, территория. Она была куплена Ширзатом Сабадилулы Догру, моим визави. По сути, аул. Посудите сами. Стилизованные юрты, конефермы, пасущиеся табуны и отары, гостиничные и ресторанные комплексы, цехи по отделке кожи, приготовлению кумыса и розливу его в фирменные бутылки. Кумыс поставляется по стране и за пределы, а кожа - на куртки и дубленки.
Казах - беженец, ставший благодаря своей предприимчивости (а сколько труда и пота - это за кадром) миллионером, человеком всей Турции известным. Было от чего задуматься.
И вот спустя годы этот факт (судьба беженцев, эмигрантов, обостренная сегодняшними реалиями) заставил взять в руки перо.
Не буду углубляться, тема эта тонкая. Лишь вкратце. Сегодня каждый третий казах живет вне исторической родины. Четыре миллиона (плюс - минус) казахов оказались более чем в 50 странах, но основная масса - в Китае, Монголии, России, Турции. А живут они и в Аргентине, и в Швеции, и в Австралии.
Почему казахи совершили этот великий к˜ш (переселение, перекочевка)? Это козни истории, если попроще. Начиная с джунгарского периода. С первой половины XVIII века. Продолжив затем российским гнетом. Да и кокандским тоже. Переделом границ между царской Россией и цинским Китаем в 60-80 годы XIX века. В результате последнего сотни тысяч казахов (кереев, частично найманов) оказались на исконной своей земле - Алтае и Тарбагатае - под владычеством Китая. Разбрелись они и в Монголии, в Баян-Ольгийском и Кобдинском аймаках.
Исторические бури и далее не щадили казахов. Освободительное движение в канун Октябрьской революции, массовые репрессии против его участников. Следом красный террор. В результате февральского и октябрьского переворотов, гражданской войны полмиллиона казахов (десятая часть в то время) оказались вновь на территории Китая, Монголии, заодно и Ирана, Афганистана.
Историческая родина за вышеотмеченное время лишилась полутора миллионов человек - более четверти населения.
Добавляем голощекинский период “малого Октября” - тезиса, выдвинутого кровавым лидером Казахстана. Как итог - невиданный голодомор 1929 - 1933 годов, когда люди ели трупы. Оставшиеся в живых казахи в поисках лучшей доли вновь пустились в дальний путь.
Казахская эмиграция - путь многострадания. Құдай сақтасын! Имеем то, что случилось. Но об этом знать мало, помня - надо напоминать. Раскрывая желательно и малоизвестное.
Вся не до конца изученная история Восточного Туркестана - свидетельство тому. Ведь и на новом месте переселенцам житья не было. В результате массовой и многоразовой откочевки в тридцатые годы ушедшего столетия между мусульманами (казахами, уйгурами, киргизами) и переселенцами - китайцами из внутренних районов державы - начались столкновения. Китайские власти прибегли лишь к одной политике - насильственному вытеснению местных казахов с насиженных мест. Привело это к восстанию. Казахи - кереи избирают своего хана - Шарий батыра.
В 1933 году была провозглашена исламская республика Восточный Туркестан в составе Китая. Восстание топится в крови. Тысяча алтайских казахов - кереев переселяются в провинцию Ганьсу, значительная часть казахов оказалась в индийском Кашмире.
Но серьезное восстание было впереди. Оно разгорелось в 1943 году и длилось семь долгих лет. В местности Кызылкия казахи по традиции подняли на белой кошме Оспан батыра и нарекли ханом. Керей Оспан Исламулы - кстати говоря, последний казахский батыр, имя его как небожителя, национального героя чтится всей нынешней диаспорой. Так вот, Оспан батыр установил свою власть на всей территории Алтая, Тарбагатая и Или. И продолжалось это до 1950 года. Обещав казахам автономию, китайская, уже коммунистическая власть сумела расколоть повстанцев.
28 апреля 1951 года 52-летний Оспан батыр после долгих пыток был публично расстрелян в Урумчи.

 

 

Начались репрессии. Казахи бежали через труднопроходимые пустыни Лобнор и Такла - Макан, Гималаи и Тибет. На территории Индии беженцы оказались на грани выживания. Без пищи, одежды и скарба. Не СССР, а Турция, США и Канада заявили о готовности предоставить казахам политическое убежище.
Турция тепло приняла оставшихся в живых казахов - переселенцев из Китая. В разных местах страны выделили им земли, жилье, материальную помощь, облегченные долгосрочные кредиты.
Мой давний визави Ширзат Догру как раз из тех казахов-беженцев. Вот и вся эпопея многострадального племени кереев, связанного в истории с восшествием Чингисхана на трон. Кереи ныне структурно определяют более 90 процентов всей дальней диаспоры. Надо же - выжили!
Отвергнутые цивилизованной Европой сегодняшние беженцы-сирийцы (да и не только они) повторяют тот же извечный путь страдальцев и изгоев. Только горькая дорога через пустыни и горы сменилась сегодня дрейфующими лодками через безрадостное Средиземноморье.
Есть всегда и свет, и тьма. Путь к свету проторен, и он всегда дает надежду. Хотя порой и последнюю...

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение