Константин Маскаев Что нужно, чтобы во всеуслышание прямо и убедительно сказать о настоящей любви? Открытая площадка на берегу водоема, сотня киловатт звука, струны (обязательно струны!) и два десятка рок-команд, собранных на одной фестивальной сцене. Потому что рок-н-ролл - это о любви. И это, пожалуй, самое искреннее высказывание, которое делается публично, при большом скоплении зрителей. Таким стало вчерашнее “Нашествие” - самый престижный фестиваль правильной русскоязычной музыки, который всего на день и почти всю ночь заглянул в Алматы. На борт легендарной “Тортуги” поднялись тысячи поклонников рок-н-ролла из разных городов и даже стран
Не устают говорить, что “Нашествие” вновь взорвало Алматы спустя долгих десять лет. Фестиваль ждали давно. За эти минувшие десять в данном формате не родилось ничего приближенного ни по масштабу, ни по материалу. Это звезды той-индустрии слетаются в обе казахстанские столицы с завидной регулярностью. Рок-н-роллу это претит. В порядке выхода на сцену: открыла фестиваль казахстанская группа BluesMotel. Затем работали “Спутник”, Fugawz, “Кукумбер”, “LampЫ ORCHESTRA” и Aldaspan. Российский блок открывал Илья (Черт) Кнабенгоф и “Пилот”. Затем вышли “Слот”, “Дельфин”, уфимский Lumen, “Кипелов” и ДДТ.
Незадолго до фестиваля генеральный продюсер “Нашествие Казахстан-2015” Даулет Алинов говорил, что для всех “Нашествие” в Алматы - радостное событие, которое демонстрирует тесную связь музыки в России и Казахстане. Рок-фестиваль “Нашествие” запустила и проводит российская радиостанция “Наше радио”. Первый фестиваль прошел в декабре 1999 года в ДК имени Горбунова - знаменитой “Горбушке” в Москве. Со следующего года это летний open-air в статусе главного рок-события года. Абсолютный зрительский рекорд - 180 тысяч зрителей за три дня фестиваля на ипподроме в подмосковном Раменском.
В этот раз в Казахстан “Нашествие” продвигало рок-радио “Тенгри-FM” с помощью многочисленных спонсоров и поклонников живой музыки. Удалось собрать достойный состав участников. Плюс вписать фестивальную площадку в непростой рельеф по берегу Первомайских прудов. Сам факт, что “Нашествие” прошло в Алматы, многие воспринимают очень позитивно и надеются на продолжение. Были, понятно, и минусы. Многим не понравился высокий прайс на еду, которая к тому же иссякла к полуночи.
Обижались “ВИПари” - те, что приобрели самые дорогие билеты - 25 тысяч тенге(!), а разместили их хоть и в фешенебельной ресторанной зоне, но, пожалуй, дальше всех от сцены. Но тут лично я увидел определенный реванш со стороны тех, кто вошел на фестивальную площадку за гораздо меньшие деньги, а попал в фан-зону, то есть ближе всех к сцене. Они 12 часов простояли на ногах, зато могли дотянуться рукой до кумиров. А те, кто решил употребить барбекю под рвущийся со струн вызов, призыв и вопрос, жевали где-то на периферии, в сторонке.
Не всегда был безупречным звук, особенно с вокального микрофона. В перерывах между песнями из толпы взывали: “Голос!”. В ответ и звукорежиссеры, и исполнители старались все подправить прямо на ходу. И в этом несовершенстве, и в стремлении звукорежиссера и исполнителей что-то подправить билось нечто живое, настоящее, сколоченное отнюдь не из сэмплов и прочих студийных заготовок. Быть может, этим же нужно объяснить и отстроечные паузы между выходами групп, которые затягивались до получаса, иногда дольше, потому что музыка и голос - из сердца, а не с “харда” или мини-диска. Но появлялось время размяться, выбраться из толпы на фестивальный “бродвей”, встретить знакомых.
Переживал за звук Валерий Кипелов. Прилетел накануне, провел предварительный саунд-чек и даже не пошел на утреннюю встречу с журналистами, которую проводили на 26-м этаже алматинской гостиницы “Казахстан”. Шевчук, Даша Nookie Ставрович (группа “Слот”) и Рустем Булатов из Lumen пришли, а Кипелов остался, мучил сцену и зувукорежа в попытке довести звук до удобоваримого уровня. Следует отметить, что ему это почти удалось. Завершали фестиваль глубокой ночью именно группы “Кипелов” и ДДТ. И к этому времени Кипелов “звучал” очень убедительно. Извинялся за возможные “косяки”, но скорее кокетничал. Было видно, что доволен и приемом, и аудиторией, и выступлением в целом.
Юрий Шевчук, к слову, еще накануне определил звук как “потенциальный”. Сказал, что справится. И не разочаровал. В остальном (и основном - в атмосфере и музыке!) все оказалось очень хорошо, позитивно и очень искренне. Все порадовали. Казахстанские ребята сыграли на высоком уровне. Единственное, чего им не хватает, это хорошего пиара и ротаций на всем пространстве как в Казахстане, так и за пределами. Выступили очень достойно, чем порадовали и подарили чувство гордости. Причем все играли очень форматный интернациональный материал. “Lampы” - это просто театр какой-то, где тема обыгрывается и костюмом, и жестом. “Блюз-Мотель” - уже ветераны рок-н-ролла и ролла и пионеры инди-музыки в Казахстане.
Как и десять лет назад, открыли “Нашествие” и задали правильные тональность и настроение. Ребята из Караганды “Кукумбер” и Fugawz выступили настолько пронзительно и мощно, что не оставили сомнений - Караганда не только шахтерская столица, но и столица рок-н-ролла! Aldaspan буквально обрушился на публику мощным хард-роком и поразил напором своих струнных рифов. Подкупает их внешний вид и инструменты - электродомбры. Но играют они отнюдь не степные напевы, которые можно было бы ожидать, а хард-энд-хэви, терзая струны и голос в бешеном ритме, местами напоминающем индастриал-металл “а-ля Rammstein”.
Отличный вышел фест - по атмосфере и по материалу. Многие подпевали вместе с выступавшими - для многих это свои близкие и знакомые тексты. Жаль - мало: мало времени (два-три дня бы!), мало групп, маловата площадка. Но это из области добрых пожеланий. Есть надежда, что “Нашествие” вернулось в Алматы и Казахстан, чтобы стать регулярным. Об этом говорили все без исключения, кто выходил на сцену в “Тортуге”. Об этом же буквально гудели вокруг. Как сказал Юра Шевчук, нам нужны мир и дружба. А рок-н-ролл - это мир и любовь. Рок - сближает. Расходиться не хотелось.
Фоторепортаж Ирины Шелеповой |