|
Алла Иванилова Очередная реформа здравоохранения - внедрение врачей общей практики - вызывает массу недовольств у населения. И пока чиновники утверждают, что это улучшит качество медуслуг, пациенты на своем собственном опыте убеждаются в обратном
Переход поликлиник на смешанный тип работы - это когда вместо привычных педиатров и терапевтов казахстанцев на участках принимают врачи общей практики, начался в 2005 году в рамках Государственной программы реформирования и развития здравоохранения на 2005-2010 годы. На сегодняшний день в республике насчитывается 161 самостоятельная поликлиника, из них по смешанному типу работают 154, детских поликлиник - семь (г. Алматы - пять, Мангистауская область - одна, ЮКО - одна). При этом, несмотря на введение поликлиник смешанного типа, прием детей ведется отдельно, имеется отдельная регистратура и вход. Также с 2005 года началась подготовка врачей общей практики (ВОП). Это специалисты, имеющие соответствующее образование и разрешение (государственную лицензию) на оказание первичной медико-санитарной помощи отдельным лицам, семьям и всему контингенту лиц, прикрепленных к их участку, независимо от пола, возраста и характера заболеваний.
|
Семейный принцип ведения пациентов основывается на опыте наилучшей международной практики таких стран, как Великобритания, Финляндия и другие, и показывает, что более 80 процентов медуслуг граждане получают на уровне ПМСП. По данным статистики за 2014 год, численность ВОП составляет 3600, или 38,5 процента от общего количества врачей в Казахстане. После принятия Казахстаном Болонской конвенции в системе образования происходят свои изменения и модернизация. С сентября 2007 года во всех медицинских вузах страны внедрены новые программы обучения медицинских кадров, в том числе педиатров, предусматривающие увеличение продолжительности клинической подготовки врачей. Сама специальность “педиатр” никуда не делась. Просто теперь надо учиться гораздо дольше. Чтобы стать детским врачом, требуется как минимум девять лет обучения: семь лет - базовое медицинское образование и от двух до четырех лет (в зависимости от специализации) - подготовка в резидентуре. В США, к примеру, врач обучается 12 лет. Обучение делится на три этапа: сначала азы, потом общая практика и только затем направленная медицина. Только после этого они являются полноправными врачами. В 2012 году в Казахстане состоялся последний выпуск детских врачей из медицинских вузов. При этом во всех медвузах сохранены кафедры педиатрии и детских болезней и кадровый потенциал в рамках этих дисциплин. В последние годы отмечается увеличение количества выпускников резидентуры. Так, если в 2011 году выпуск резидентов составлял 140 человек, то в 2014 году - 611 выпускников, в 2015 году ожидается приход в отрасль более 700 специалистов. В рамках второго этапа Государственной программы развития здравоохранения РК “Саламатты Ћазаћстан” (2014-2015 годы) начато внедрение принципов Единой национальной системы здравоохранения на амбулаторном уровне - расширены функции ВОП с передачей части функций от узких специалистов, внедрены механизмы мотивации врачей организаций первичной медико-социальной помощи. Также пересмотрены программы базовой подготовки врачей общей практики с учетом международного опыта - начиная с первых курсов осуществляется профильное преподавание дисциплин с обязательным акцентом течения того или иного процесса у детей. Утверждены 14 программ, по которым в 2014 году проведено обучение 1327 специалистов, уже работающих в организациях ПМСП. Кроме того, в прошлом году по специальности “Общая врачебная практика” прошли переподготовку 490 человек, на текущий год в рамках бюджетных средств дополнительно запланировано переобучение более 500 участковых терапевтов и педиатров. Эти меры, по словам чиновников, позволят увеличить численность “семейных врачей” до 50 процентов от общего количества к 2020 году. При этом, как утверждают государственные мужи, увеличение продолжительности обучения и введение обязательной резидентуры позволят значительно повысить уровень подготовки будущих специалистов. К тому же главное достоинство западной системы, по мнению реформаторов, в том, что пациенты перестанут блуждать по кабинетам. Сегодня, если заболело ухо - нужно идти к лору, глаз - к окулисту и т.д. Поэтому врач общей практики в этом отношении гораздо удобнее. Но при условии, что это квалифицированный специалист. Между тем в стране немало противников системы “врачей общей практики”. Представители общественных организаций даже писали письма президенту и депутатам, где просили вернуть факультеты педиатрии. Не только родители, но и доктора медицинских наук считают, что модернизация педиатрической службы может привести к росту детских заболеваний и младенческой смертности. И хотя показатель младенческой смертности в республике за последние годы значительно снизился, он все еще остается высоким по сравнению с европейскими странами, на которые мы так равняемся. Так, за 11 месяцев 2014 года на 1000 живорожденных малышей приходилось 10 умерших. Квалифицированный педиатр сегодня на вес золота. Педиатрия - очень сложное направление. Детский организм совершенно отличается от взрослого. К тому же ребенок не может рассказать, что, где и как у него болит. В этом заключается сложность работы детского врача, зарплата которого, по нынешним меркам, копеечная. Возможно, поэтому менее 10 процентов интернов выбирают эту востребованную специализацию. Учитывая, что Казахстан перешел на девятилетний срок обучения, в ближайшие 7-10 лет и без того болезненный вопрос нехватки кадров будет стоять особо остро. Однако реформаторы считают, что прежде чем система здравоохранения полностью перейдет на общую медицинскую практику, в Казахстане должно смениться поколение. Сегодняшняя ментальность врачей и пациентов препятствует успешной ее реализации.
Астана |