|
Константин Маскаев
Известно ли вам, что южная казахстанская столица, Алматы, располагается на берегах 22 (двадцати двух!) рек и четырех русловых водоемов искусственного происхождения?
Роскошно, правда? Особенно если вспомнить, что река имеет утилитарную ценность. А в любом урбанистическом пространстве - еще и культурную. Она дает горожанину возможность соприкоснуться с чуждыми крупному городу природой и стихией. А эта особая эстетика прогулок по набережным!.. Рекреационная функция реки используется в большинстве городов в мире. Но не в Алматы. Нас приучили воспринимать речное пространство как отчужденное
При всем при этом, что любопытно, расположенный глубоко внутри материка самый большой город Казахстана даже без выхода к морю (!) стремится реализовать черты порта: становится крупным евразийским логистическим центром и хабом, был и остается местом пересечения культур и цивилизаций, претендует на проведение мероприятий мирового значения. А вот свои, пусть и небольшие реки - источники свежести, релаксации и вдохновения - превратил в неэстетичные потоки. Иные высушил, захламил и забросил, как Большой Алматинский канал, Мойку, Карасу, Султанку, Жарбулак, Боралдай, Аксай, Каргалинку и другие малые реки. А Малую и Большую Алматинки и Весновку - обустроив лишь частично - завалил и зажал строительным мусором на большей протяженности. Многострадальные и много же обещающие водохранилища Сайран и Первомайские (Приютские) пруды облюбовали маргиналы и романтики, но не эстеты архитектуры и стратеги градостроительства.
Из вводной лекции по специальности ПГС (промышленное и гражданское строительство): “При планировочном решении городов, расположенных на берегах водоемов, необходимо стремиться приблизить к нему центральные части и жилую застройку, создать набережные, которые являются украшением города, расположить у водоемов крупные озелененные участки (зоны отдыха, парки). На берегах водоемов создаются пляжи и сооружения для водных видов отдыха и спорта”.
Во все времена прибрежные территории были наиболее ценными для использования в градостроительных целях. Если же на территории города нет значительных водных пространств, современные условия позволяют соорудить искусственные водоемы, пруды, каскады - хотя бы в парках культуры, скверах и других зонах отдыха.
В этом смысле бизнес в Алматы даже несколько преуспел, построив, по меньшей мере, три летних аквапарка в городской черте и два изолированных от внешней среды - чтобы можно было переместиться на подобие тропического курорта даже в зимнюю стужу. Но речь о локализованных сервисных зонах, посещение которых сродни походу в баню или спа. Это не умиротворяющая прогулка по набережной.
Автор был далеко не во всех городах Казахстана, посему может не знать о реализации “водной культуры” повсеместно. Но лично убедился, как преобразились и сами города, и качество отдыха горожан, когда водной теме уделили достаточно внимания.
Одна из лучших набережных уже с десяток лет украшает Павлодар. Место отдыха на высоком берегу Иртыша стало и обустроенным пляжем, и спортивными площадками, и концертным залом под открытым небом, и коллекцией малых архитектурных форм - начиная системой фонтанов и каскадов и заканчивая скульптурами и альпийскими горками. Здесь и днем, и вечером достаточно людей. Просто гуляют, фотографируются. Налажен прокат велосипедов, детских электромобилей, есть аттракционы.
Превратилась в парк развлечений и прогулок набережная Урала в Атырау. Летними вечерами здесь можно встретить тысячи горожан и гостей. Тренажеры, качели, бары, мангалы, прокат веломобилей, иллюминация и фонтаны прямо в реке.
Пожалуй, самой протяженной набережной обзавелся и Актау. Береговой линии придали привлекательный внешний вид, проложили дорожки, расставили скамейки и детские городки, вокруг пляжных зон десятки ресторанов и кафе. Солнце в Актау (как и в Павлодаре) садится именно за горизонтом воды: еще один великолепный бонус.
Прославились собранием скульптур и скверами набережные Усть-Каменогорска. Здесь сделали аллею влюбленных, смотровые площадки. Даже маленькую речушку в известном на всю страну местном этнопарке превратили в живописный ущелок с гротом, мостками, скульптурками водных животных.
Неизменно хвалят набережные Астаны. Берегам Ишима уделили достаточно внимания, превратив их еще в одну столичную достопримечательность.
Алматы гордится своими фонтанами, Большим Алматинским озером (посетить которое в последние пару лет становится все сложнее: погранзона) и упомянутыми аквапарками. Реки, Сайран и канал - будто неизбежности и недоразумения, которые приходится учитывать при строительстве дорог и развязок.
Из последних проектов использования алматинских городских водоемов, о которых доводилось слышать, шла речь о создании “гидрозанавеса” в границах БАКа - для очистки воздушных потоков. Проект весьма любопытный и одновременно оригинальный, реализовав который, попутно можно было бы использовать БАК в новой функции, создав по берегам канала и прогулочные парковые зоны, включая прилегающую рощу Баума. Но дальше анонса идеи и высказываний вездесущих скептиков дело не продвинулось.
Ранее, в период строительного бума, одна успешная на тот момент компания-застройщик презентовала проект поистине грандиозного обустройства искусственного озера Сайран. На представленной 3D-модели были предусмотрены пляжные и прогулочные зоны, рестораны, кафе, спортивные корты, поля и площадки. Часть водоема накрывал прозрачный купол всесезонного аквапарка, а с берега на берег были перекинуты пешеходные и автомобильные виадуки. Но, что называется, посмотрели, помечтали, вздохнули. И забыли.
Несколько лет назад взялись освоить территорию вокруг Первомайских (Приютских) прудов представители малого бизнеса. Появилось нечто похожее на цивильный пляж, дают напрокат катамараны, следят за порядком, дежурят спасатели, на берегу построили ресторанчики, установили сцену, танцевальную площадку и парковку. Начинание, можно признать, неплохое. Но реализуется только на одном берегу и очень уж напоминает кустарщину. Нет красивого архитектурного плана. Предприниматели трудятся насколько хватает сил и средств, за что часть горожан их благодарит своими посещениями. Но масштаба, который был бы по плечу муниципальной власти, нет. При этом следует напомнить, что пруды остаются тренировочной базой для гребцов, которые отстаивают честь Казахстана на международных соревнованиях.
Сегодня водные объекты Алматы - это комплекс преимущественно природных водотоков, водоемов и инженерных объектов. Как было сказано вначале, в Алматы 22 реки и четыре искусственных водоема. Общая протяженность русел рек - 221 километр, совокупная площадь зеркал воды - 1116 гектаров. Наиболее крупные реки - Большая Алматинка, Малая Алматинка и Есентай - не менее 25 километров каждая.
Вместе с прилегающими территориями это значительный экологический, градостроительный, рекреационный потенциал. Они могли бы определить архитектурно-эстетический облик города. Хороший пример и первый шаг - обустройство берегов Большой Алматинки в пределах микрорайонов “Хан Тенгри” и “Орбита”. Проложили прогулочные дорожки, провели освещение, расставили скамейки, назначили дежурство полицейских. Люди стали охотно проводить там время, поскольку постоянно выезжать в горы или на Капшагай бывает недосуг.
Но пока многие другие алматинские реки, да и сама Большая Алматинка ниже по течению стыдливо жмутся за строительными заборами или бегут по задворкам.
Действительно важное дело, которое на части дистанций рек провели по проекту “Казселезащиты”, - это стабилизировали русла и укрепили берега. Признаем, подошли по-хозяйски: реки приготовили под пропуск возможных паводков или селей. Но недостаточно рационально. Ландшафты речных долин Алматы остаются скучными, а их место в структуре города - в основном канализация стоков.
Вы спросите, где взять деньги на всю эту акваэстетику, да еще и в период кризиса? Так вот же эти деньги - хоть лопатой греби! Как известно, все берега вдоль речек в предгорной (и водоохранной) зоне застроены - и совершенно незаконно - элитными особняками. На это в свое время и президент указывал. Правда, безрезультатно (!).
Ну и правда, не сносить же дома крутых! А вот штрафовать - за то, что загрязняют реки - периодически, думаю, вполне возможно. Таким образом городская власть сразу двух зайцев убьет: и нахальных граждан одернет (в смысле - наказание за нарушение неминуемо), укрепив тем самым свой авторитет, и в вотчине своей порядок и красоту наведет.
Надеемся, городская власть нас слышит и, кто знает, может, даже что-нибудь да сделает. |