|
Йоханна Акбар
Что такое сон? Дневных трудов награда? Час отдыха под руку с Морфеем? Иная явь? Персональный YouTube? Сон и сновидения часто являлись предметом интереса в изобразительном искусстве, и каждый художник по-своему интерпретировал сон в зависимости от культурного настроения общества
3 октября в Государственном музее искусств РК имени А. Кастеева состоялось открытие первой персональной выставки молодого казахстанского художника Нурбола Нурахмета под названием “Подсознание”. Стоит отметить, что эта выставка, для которой художник отобрал более 20 живописных и графических работ, является одной из лучших за последнее время в музее на фоне китчевой Мась и пафосного Сафронова.
В поисках своей индивидуальности автор обращается к размышлениям о подсознании и подсознательном. Результат не разочаровал: в представленных картинах художник поднимает очень актуальную для нашего общества тему. Это некое состояние сна как слепоты и даже неосознанности.
- В сегодняшнем мире люди как бы идут по течению жизни и не хотят открывать глаза в мир. Кажется, наступила долгая зима и люди находятся в глубоком сне, где они потерялись между реальностью и миражом и не торопятся очнуться ото сна, - комментирует художник, подкупая своей честностью.
На вопрос, почему же все-таки “Подсознание”, а не “Сон”, Нурбол Нурахмет отвечает так: “Два года назад я написал три-четыре картины на подсознательном уровне, и все персонажи получились спящими. После первых работ на подсознательном уровне я вернулся в Казахстан. Возможно, это было мое внутреннее состояние. Подсознание - это такая вещь, которая любит посылать нам разные сигналы. Я два года провел за границей; казалось, что пять лет. Думал, что, вернувшись, увижу, как многое изменилось, но ничего не изменилось, что было большим разочарованием. Меня жутко беспокоило, что наши люди до сих пор спят, такое ощущение, что наш народ впал в спячку. Но как концепция тема спящих меня заинтересовала. Есть, конечно, работы, где люди в состоянии конфликтной борьбы, одну негативную энергию заменяя другой”.
Тему сна Нурбол Нурахмет пытается раскрыть в разных аспектах: от бытового и социального до философского и метафоричного. По работам художника прослеживается влияние Зигмунда Фрейда и художника Эгона Шиле. Застывшим в драматичных позах персонажам настроение еще больше напряженности и накала прибавляют выражения лиц: равнодушные, озлобленные, самодовольные. Говорят, глаза - зеркало души, но на картинах Нурахмета персонажи ускользают, боятся открыться, раскрыться, будто все в тумане, отчего глаза у всех закрыты.
Одной из любопытных картин художника является “Превосходство”, на ней человек изображен восседающим на лошади. Конь с выпученными, замученными глазами явно бьется в тщетной попытке скинуть седока, уверенного в своем абсолютном контроле.
Серия картин, представленных под названием “Утро”, дает некую надежду на пробуждение. Герои этой серии сильно выбиваются на фоне остальных персонажей не только по цветовой гамме, но и динамикой и позами - они потягиваются. В работах прослеживается и тема феминизма. Небо, тяжелое, свинцового оттенка, на картинах “Утро 1” и “Утро 3” с обнаженными женщинами будто давит, в то время как на другой картине из этой же серии, где изображен мужчина, горизонт не прочерчен.
Особую роль в творчестве художника играет место. Например, картина “Кухня” с тремя заснувшими за бедным обеденным столом героями. Как часто это бывает в нашем обществе, что обсуждение проблем не выносится дальше “кухни”, так и здесь все и вся остаются в пределах ограниченного пространства.
Нурбол Нурахмет родился в 1986 году в Алматы. С 2004 по 2009 год учился в Казахской национальной академии искусств имени Т. Жургенова в мастерской Жумакына Кайрамбаева. В 2012 году оканчивает магистратуру Академии искусств в Сан-Франциско, США. На данный момент преподает в Алматинском колледже декоративно-прикладного искусства имени О. Тансыкбаева. Художник активно участвует в различных выставках международного и республиканского масштабов
Фоторепортаж Елены Гончаровой |