|
Аселя Малайбекова
Граффити - стиль жизни молодых райтеров, именно так называют тех, кто занимается таким видом искусства. А в Казахстане это направление изобразительного искусства было подхвачено сильным шквальным ветром западной культуры
Ержан Танаев - молодой казахстанский художник, у которого есть свой стиль. Но также он является райтером, то есть рисующим граффити. Это не только его хобби, но и образ жизни.
По манере письма можно узнать автора конкретного граффити, такой стиль есть и у Ержана. Наследие казахской культуры оставило большой след в его творчестве. Даже в таком современном виде изобразительного искусства он не отходит от своих корней.
Многим кажется, что райтеры портят стены. Это называют вандализмом, но у каждого уличного художника есть кодекс: не расписывать дома, представляющие культурную ценность, не рисовать на жилых домах, навязывая людям свое мировоззрение, не писать на именах других райтеров, тем более на чужих работах.
Главная идея райтера - украсить серый мир.
- Ержан, расскажите о своей группе?
- Наша группа называется “Тигрохауд crew”. Мы так назвали группу по нескольким причинам, первая - это слово несет в себе что-то наше национальное, тем более саки - наши предки. Потом и звучность этого слова также повлияла на выбор. И в конце концов наше название отличает нас от других райтеров, причем по всему миру.
В самом начале нас было четверо ребят, но теперь нас осталось двое - я и мой товарищ Али Закиров.
- Ержан, как Вы пришли к такому виду искусству, как граффити?
- Каждый год в Алматы проводится “Сникерс Урбания”, один раз мы с друзьями были там как зрители, а когда увидели райтеров, весь процесс работы, нам самим захотелось попробовать. Затем через год мы участвовали в этом мероприятии уже как художники. Правда, ничего не выиграли, зато это стало отправной точкой на другие фестивали.
Однажды на одном из фестивалей мы заняли первое место, но вместо обещанного компьютера нам подарили баллончики. Это самый лучший приз для каждого райтера. Скорее всего, благодаря этому призу мы и выросли, потому что на тот момент мы были обычными студентами художественного колледжа, у которых не было лишних денег, особенно на баллончики, они ведь не дешевые.
- Так как Вы учились в художественном колледже, разве Вам не было легче, когда начали рисовать баллончиками?
- Не скажу, что было легко, потому что когда ты работаешь кистью или карандашом, ты можешь корректировать толщину без проблем. А тут все зависит от диаметра распыления, нужно учитывать многое, расстояние до “холста”, ореол распыления, диаметр распылителя. Тем более что краски тяжело смешивать, если тебе нужен конкретный оттенок, его непросто добиться, все краски в баллончиках только определенных цветов.
Но с другой стороны, я уже имел представление о том, как составлять портрет или просто пластические изображения, может, только в этом плане мне было несложно.
И вообще это классно, когда ты ставишь свою подпись на своей готовой работе, и все жители города могут увидеть это. Мало кто увидит, что у тебя на холсте, который висит в какой-то галерее. Здесь идет бесплатный самопиар.
- Ержан, что для Вас значит граффити?
- Для меня прежде всего это стиль, я могу также что-то нарисовать на бумаге, но соблюдая все каноны граффити. Конечно, как в любом другом искусстве, у этого уличного стиля есть свои направления. Например, Wild Style, один из моих самых любимых течений, этот стиль предполагает нечитаемость рисунка или текста, он настолько запутанный, поэтому и получил свое название - “Дикий”. А также существуют 3D style, Messiah Style, Charaсter, Throw up и Blockbusters...
- Во многих странах рисование на стенах воспринимается как вандализм, а Вам не препятствуют государственные органы?
- В нашей сфере - как повезет, если увидят, что кто-то рисует, то придется платить штраф, а если не увидели - то, значит, удача на твоей стороне. Один раз был такой случай: я с моим напарником хотели нарисовать портрет Жамбыла Жабаева на стене, мы уже сделали наброски, как нас заметил работник акимата. Он нам запретил продолжать рисовать и сказал, чтобы мы все стерли. Хотя мы ему пытались объяснить, что это не вандализм, а искусство. По идее, каждый райтер должен запрашивать разрешение у акимата, но не всегда удается его получить.
- Ержан, раз так все строго, где Вы можете без труда проявить свой талант?
- Обычно нас приглашают на различные фестивали, где нужно разрисовать стену в соответствующей тематике. А еще многие рестораторы заказывают нам, чтобы мы как-то оформили стены кафешек. Бывает так, что нас приглашают в другие города. Например, сейчас мы находимся в Атырау, будем, скажем так, украшать автобус, на нем мы постараемся изобразить портрет известного музыканта Би Би Кинга. Кстати, граффити сейчас пользуется большим спросом, и только посредством заказов мы зарабатываем деньги. Конечно, хочется открытого доступа к стенам, чтобы продемонстрировать свое умение.
- Существует ли в Казахстане какое-либо сообщество граффити художников?
- В Казахстане официального как такового сообщества нет. Просто есть ребята, у которых своя студия, там они и собираются. Лично у меня студии нет, наши холсты - стены улиц.
Фото из личного архива |