|
Алла Иванилова
В известной и любимой многими российской комедии “Хочу в тюрьму” главный герой Семен Лямкин мечтал попасть в голландскую тюрьму, которая славилась “курортными” условиями для осужденных. Однако в реальной жизни далеко не во всех тюрьмах мира к заключенным относятся гуманно
Способ наказания преступников во всем мире одинаков - лишение свободы. Но условия содержания бывают разными: одни заключенные отбывают свои сроки с реабилитационными программами, другие терпят пытки и унижения. Некоторые тюрьмы, особенно в Европе, больше похожи на санатории, нежели на места лишения свободы. Совсем по-другому обстоят дела в других странах. В некоторых пенитенциарных учреждениях до сих пор практикуют пытки, а заключенных лишают всех прав сразу после того, как они туда попадают. Причем это не только в отсталых странах, но и во вполне развитых - к примеру, в Соединенных Штатах Америки.
|
Тюрьма “Сан Квентин” |
Так, тюрьма
“Сан Квентин” (San Quentin) в Калифорнии для заключенных, приговоренных к смертной казни, построенная еще 150 лет назад, славится наихудшими условиями содержания в стране. Камеры здесь переполнены, помещения ветхие и грязные, врачи оказывают помощь в самый последний момент. Экспертная комиссия, побывавшая в этой тюрьме, признала, что условия пребывания здесь для здоровых людей угрожают здоровью, а для больных опасны для жизни. Самая большая тюрьма Нью-Йорка
Rikers Island печально известна избиениями и зверским прессом тюремных охранников. Побывавшие в этой тюрьме говорят, что там опаснее, чем в самых криминогенных местах города. Любого заключенного, попытавшегося напасть на сокамерника или оказавшего сопротивление охраннику, приговаривают к дополнительному сроку заключения. У Rikers репутация места с жестоким отношением к психически больным заключенным, которые часто кончают жизнь самоубийством. Еще одна американская тюрьма
ADX Florence в штате Колорадо отличается строгой изолированностью. Она была построена в ответ на серьезные нападения на охранников и тюремный штат в других тюрьмах, и заключение в ней применялось как окончательное средство устрашения. Тамошние “сидельцы” проводят 23 часа в сутки в глухих одиночных камерах.
Не все европейские тюрьмы похожи на здравницы. Парижская тюрьма
La Sante, название которой переводится с долей иронии, как “здоровье”, славится крайне жестоким обращением с заключенными. Имеют место насилие, зверства и гомосексуальные отношения между узниками. Камеры переполнены, душ можно принимать не более двух раз в неделю, пища самая некачественная. Настоящим бедствием являются крысы. Их такое множество, что заключенные вынуждены подвешивать свои вещи к потолку, иначе они будут съедены за одну ночь. Такие условия содержания приводят к частым суицидам среди арестантов, вынуждая их глотать химикаты для уборки, крысиный яд, иголки или вилки.
Военная тюрьма
Tadmor в Сирии знаменита средневековыми пытками с применением воды, веревок, палок и топоров. Смертность в этом месте, которое называют “королевством смерти и безумия”, настолько высока, что превосходит все допустимые пределы. Умерших закапывают прямо на заднем дворе.
Турецкая тюрьма
“Диярбакыр”, в которой наряду с взрослыми заключенными содержатся дети (законодательство Турции предусматривает пожизненное заключение для детей), многократно упоминалась как пример нарушения прав человека и места, где нормальный человек скорее станет бандитом, чем исправится. Как и в других случаях, осужденные здесь бесправны и содержатся в ужасных условиях, нет никаких программ реабилитации, их избивают, не оказывая потом никакой медицинской помощи, а любые бунты жестоко подавляются.
|
Тюрьма Bang Kwang |
Таиландская тюрьма
Bang Kwang, известная как “Бангкокский Hilton”, переполнена обитателями, которые борются с безумием, поскольку проводят первые месяцы своих сроков со скованными цепью ногами. Тайская культура не верит в гуманный подход к преступникам, поэтому плохое медицинское обслуживание здесь является нормой - больные заключенные прикованы цепями к своим кроватям, и многих из них освобождают только чтобы похоронить. Те, кто в камере смертников, обречены жить с гирями, прикрепленными к ногам.
Пенитенциарные заведения Латинской Америки тоже нельзя назвать образцовыми. Так, аргентинская тюрьма
Mendoza не отвечает элементарным нормам содержания. Мусор подолгу не убирают, обычное явление - затопление камер сточными водами. Заключенные спят на полу из-за того, что в тюрьме, рассчитанной на 600 человек, содержатся 1600. Они вынуждены испражняться в бутылки и полиэтиленовые пакеты. Еще одно неблагополучное место для осужденных - в Венесуэле. В тюрьме
La Sabaneta на 150 заключенных один охранник. Осужденные, которые спят прямо в коридорах, на узких гамаках, постоянно болеют: вспышки холеры истребили там 700 “обитателей”. Коррумпированность руководства позволяет обеспеченным “сидельцам” за взятки получать более льготные условия - отдельную камеру с телевизором, кроватью и удобствами.
Но, пожалуй, самая переполненная тюрьма в мире - в Найроби (Кения, Африка). Здесь в камерах, предназначенных для 800 человек, содержатся около 3800 заключенных.
|
Тюрьма в Найроби |
Еще со Средневековья к заключенным применялись самые изощренные пытки. В XXI веке это до сих пор актуально. Помимо избиений, изнасилований, вырывания ногтей над осужденными глумятся по-разному: заставляют вылавливать еду из тюремных туалетов, ходить на четвереньках, как собаки, и лаять, ездят на них верхом. Заключенных бьют резиновыми ремнями от генераторов или кабелями, пытают электричеством и заставляют принимать болезненную позу, известную как акраб (скорпион), в которой запястья заключенного зафиксированы над одним плечом. У каждой страны своя “специфика”. К примеру, в белорусских зонах пытают салом: заставляют его есть, не запивая водой (в русских острогах раньше поступали еще хуже - “по-сухому” кормили только селедкой). В Китае осужденных заставляют сидеть на крохотных лавочках почти целый день, при этом спина, шея и голова должны быть ровными, а взгляд направлен вперед. Между сомкнутых колен кусок бумаги, который не должен падать. Если одно из этих условий нарушается, то надзиратели бьют электрическими дубинками. В некоторых тюрьмах устраивают показательные казни для “непослушных”: как и в Средние века отрезают головы, расчленяют трупы.
Если раньше самое страшное для любого заключенного было стать “петухом”, это когда изнасиловали сокамерники, то сегодня с учетом пропаганды однополой любви в некоторых странах это уже не столь постыдно. Однако в государствах с исламской культурой мужчина, подвергнутый сексуальному унижению, рассматривается как “грязный человек”. Под страхом такой “пытки” человек сознается в любом деянии. Многие мусульмане, испытавшие такой позор, заканчивают жизнь самоубийством.
Но не только средневековые пытки страшны для осужденных, но и болезни. Среди самых распространенных “тюремных” заболеваний - туберкулез, гепатит, СПИД. Переполненные камеры, невозможность принимать регулярно душ, употребление в пищу некачественных продуктов приводят к кожным болезням и заражению вшами, которые буквально пожирают человека. Удручает и то, что больные зэки не получают эффективной медицинской помощи и в лучшем случае становятся инвалидами, в худшем - отправляются на тот свет.
Преступники, которым не повезло попасть в эти адские места, могут позавидовать тем, кто отбывает срок почти в домашних условиях. Исправить, а не запугать тех, кто нарушил закон, стараются преимущественно в скандинавских странах, которые по уровню жизни занимают лидирующие позиции. Первая в мире экологическая тюрьма находится в Норвегии, на острове Бастой. Электричество здесь получают от солнечных панелей, мусор сортируют и по возможности перерабатывают и выращивают почти все овощи и фрукты, которые входят в местный рацион. В такой деятельности заняты все осужденные, отбывающие сроки в основном за мелкие преступления, что позволяет не только приобщить их к новым ценностям, но и дает возможность государству существенно сэкономить на содержании тюрьмы. На 20 заключенных приходится всего один охранник, но бунтов и побегов не было. Островная тюрьма больше похожа на летний лагерь - работа на свежем отдыхе, отдых на пляже, рыбалка, конные прогулки. “Счастливчики”, оказавшиеся здесь, зарабатывают около 10 долларов в день и могут тратить свой заработок на покупки в местных магазинах, чтобы приготовить себе завтрак и обед. На ужин в тюрьме предлагают разнообразное меню из свежих продуктов.
В тюрьме
“Вестре” в Копенгагене (Дания), где содержатся не мелкие хулиганы, а матерые преступники, созданы такие условия, какие и не снились заключенным. Есть тренажерный зал, библиотека, медицинский центр, магазин, где продают все, кроме запрещенного алкоголя. Причем деньги у тамошних постояльцев имеются - им положено пособие в 1500 крон в месяц (около 40 тысяч тенге), кроме того, существуют дополнительные заработки, которые позволяют получать до 35 крон в час. Одна из проблем местного руководства - рост потребления сладкого среди заключенных, поэтому раз в неделю их посещает стоматолог.
Другое учреждение
“Хорсерод” на востоке Дании тюрьмой назвать трудно. Одноэтажные домики с однокомнатными номерами, постриженные газоны, беговые дорожки, церковь, магазин, библиотека. Осужденные свободны в своих перемещениях, они могут готовить, есть, стирать, ложиться спать, когда пожелают. И даже выходить на свободу, если им надо работать или учиться, но на ночь обязаны возвращаться. Те, кто пожелает, могут проживать со своей семьей. Это так называемая тюрьма открытого типа, и в Дании такие в большинстве.
Когда фотографии ультрасовременной австрийской тюрьмы в стиле хай-тек попали в интернет, в стране разразился скандал. Пользователи сети задавались вопросом, почему преступники живут в таких условиях, которые не по карману многим законопослушным гражданам. Дирекция заведения в ответ заявила, что легко построить здание, откуда нельзя сбежать, гораздо труднее - возвести тюрьму, где люди могли бы оставаться людьми. Юридический центр в городе Леобене, а именно так называется это пенитенциарное учреждение, построен таким образом, чтобы внутри было много света. Это не только одна из самых красивых тюрем, но и, возможно, одно из самых красивых зданий в мире. Заключенные живут в комфортабельных камерах с ванной комнатой, небольшой кухней, окнами от пола до потолка. К их услугам не только библиотека, спортзал, но и собственная кухня и даже конная ферма. Время от времени в Юридический центр приезжают музыканты с концертами. Попасть сюда могут только те, чей срок не превышает 18 месяцев.
И хотя в американских тюрьмах не заботятся о заключенных, исправительный центр
“Батлер” - редкое исключение. Его даже называют “Королевской жемчужиной федеральных тюрем”. Причина проста - обычных преступников здесь не держат, а только богатых и знаменитых. Нередко это топ-менеджеры известных компаний. Именно в “Батлере” отбывает свой 150-летний срок один из создателей биржи Nasdaq и крупнейшей в истории финансовой пирамиды Бернард Мэдофф. Здесь лучшие во всей федеральной тюремной системе медицинский и психологический комплексы, а также программа по реабилитации наркозависимых.
Если у казахстанского преступника толстый кошелек, то его условия пребывания в исправительном учреждении тоже могут быть комфортными. Проверки, причем только обнародованные, не раз выявляли у отечественных заключенных сотовые телефоны, алкоголь, наркотики. Причем чиновники говорили, что, мол, “запрещенные предметы” перекидывали родственники через забор. Были факты, когда к преступникам приводили жриц любви или отпускали на несколько дней на свободу. Один из примеров - госслужащий, получивший шесть лет заключения за денежные махинации при проведении тендера по госзакупкам, решил не отдавать государству присвоенные деньги, а отсидеть назначенный срок. Причем та сумма, которую он потратил в тюрьме за “все включено”, на порядок меньше украденной. Тюремный срок он коротал в личных апартаментах со всеми удобствами, ресторанной едой, а в выходные дни отправлялся на “свободу”, чтобы встретиться с друзьями и развлечься.
Бить или не бить - вот в чем вопрос. Какая исправительная система на самом деле “исправляет” преступников - жестокая или гуманная? Статистика говорит об эффективности норвежской модели, где осужденные живут как в пансионате: в этой стране лишь 20 процентов заключенных снова попадают в тюрьму в течение двух лет после освобождения, тогда как в Великобритании и США - 50-60 процентов.
|
Тюрьма Carandiru |
Справка “НП”
Первое место в списке самых страшных тюрем получила бразильская тюрьма Carandiru
, расположенная недалеко от города Сан-Паулу. Количество жертв в этой печально известной бразильской тюрьме на протяжении всей ее 46-летней истории всегда было велико. Эта тюрьма знаменита своей жестокостью не только в латиноамериканской стране, но и во всем мире. Уровень преступности в этой стране очень велик, поэтому и заключенных много, камеры переполнены, заключенным не оказывают элементарную медицинскую помощь, а операции проводят без анестезии. На 7500 заключенных приходится всего 1000 сотрудников тюрьмы, которые работают в четыре смены. Террор тюремных служащих остановили в 2002 году, когда тюрьму закрыли после громких кампаний от Amnesty International и многочисленных сообщений о грубых нарушениях прав человека, которые не смогли замять бразильские чиновники. Насилие было не единственным, что угрожало неудачливым “сидельцам” этого темного места: эпидемия СПИДа в тюрьме распространялась настолько быстро, что им болеет каждый пятый обитатель.
Alcatraz Island Prison -
тюрьма в Калифорния (США), известная как “Скала”, или “Остров Дьявола”, была построена в 1920-х годах для преступников, нарушавших законы в Великую депрессию. Alcatraz известна своим уникальным строительным проектом, который делал побег практически невозможным. Ее обитатели не имели никакого контакта с внешним миром и соблюдали жесткую дисциплину. Здесь соблюдалась негуманная политика “тишины”: заключенные воздерживались от каких-либо звуков и речи на длинные промежутки времени. Неудивительно, что многие сходили с ума. Тюрьму закрыли в 1963-м, но ее мрачная память еще живет в фильмах и легендах.
|
Тюрьма “Халден Фенгсель” |
Тюрьма “Халден Фенгсель”
в Норвегии, построенная в 2010 году в лесу (строительство длилось 10 лет и обошлось в 252 миллиона долларов. Только на картины, фотографии, освещение, призванные снизить психологическое давление, власти потратили один миллион долларов), считается самой гуманной в мире. У охраны нет не то что оружия, но даже наручников. Надзиратели, половина из которых женщины, так как, по мнению директора тюрьмы, это снижает агрессивность заключенных, регулярно обедают с заключенными и занимаются спортом. Причем наказание здесь отбывают самые опасные преступники. Комнаты для заключенных даже трудно назвать камерами. В них нет решеток на окнах, и в целом они больше похожи на помещения недорогого отеля с ванной комнатой, холодильником и телевизором. Здесь есть звуковая студия, зимний сад, библиотека, мастерские, баскетбольная площадка, стена для скалолазания, футбольное поле, кулинарные курсы. Для встреч с приехавшими родными имеется отдельный дом, похожий на пансионат.
Астана |