|
Малика Дауылбай
Известно, что глина - это благодатный материал, который обладает массой выразительных свойств, способствует самовыражению и самореализации художников и просто творческих людей. Об этом и многом другом узнала наш корреспондент на мастер-классе керамиста Елены Григорьян
Не так давно в Алматы начала свою работу первая в Казахстане галерея художественной керамики Clay House Gallery (“Глиняный дом”). При уникальном здании открыта студия керамики, в которой проводятся мастер-классы художницы Елены Григорьян. Как призналась сама художница, она прежде всего позиционирует себя как живописца, однако занятие керамикой является неотъемлемой частью ее творческой жизни.
|
Елена Григорьян (справа) на мастер-классе |
- Елена, расскажите, пожалуйста, про это новое пространство, новую галерею, куда можно прийти и научиться лепить из глины керамические изделия.
- Да, это совершенно новый проект. Наша галерея создана для реализации керамических изделий. Можно сказать, что это и школа керамики, и экспериментальная мастерская, а также новая площадка для осуществления международных проектов.
“Керамическое” движение в городе существует уже много лет: у наших местных авторов проходили несколько совместных симпозиумов.
Например, в прошлом году был совместный Международный проект “Параллели стран” с французами, его первая половина проходила здесь, в Алматы, в студии Эдуарда Казаряна, вторая половина прошла уже во Франции. Потому я хочу сказать о том, что повсеместно керамическое искусство развивается: ежегодно проходят ярмарки авторской художественной керамики, и, естественно, когда активность художников большая, всегда возникает насущный вопрос о профилирующем пространстве, где бы работали и учились керамике. На такой основе возникла идея и нашелся человек, это София Москаленко, моя ученица. Она прониклась, заинтересовалась и полюбила керамику и решилась открыть такое уникальное место, которое было задумано и выполнено как профессиональная студия и арт-галерея.
- Елена, проводите ли Вы здесь выставки работ Ваших учеников? Насколько интересны такие авторские работы?
- Мы регулярно проводим такие студенческие выставки, также делаем переэкспозицию в галерее и центральную площадку отдаем под выставку (у нас студенты самых разных возрастов). Кто-то лепит для себя и друзей, кто-то - с целью самореализации, кто-то - потому, что не может не лепить и с особой внимательностью изучает технологию и правила создания глиняных предметов. Безусловно, все это грани творческой деятельности профессионала и любителя-керамиста.
- Елена, было интересно сегодня наблюдать за работой Ваших учеников, они очень увлеченно старались в процессе работы следовать Вашим советам о том, как правильно обращаться с глиной, и не менее важно, что нужно знать специальную технологию во время лепки.
- Да, процесс изготовления любого изделия из глины занимает самое меньшее семь дней. Для начала необходимо подготовить глину, ее нужно подбить, помять, чтобы она выпустила весь воздух, который собрался внутри. Ведь прежде всего керамика - это целая технология, если будешь соблюдать технологию, в итоге что-то получится. Потому самая сложная задача во время изготовления заключается в том, чтобы изделие не сломалось в печи.
Но, тем не менее, керамика интересна своей непредсказуемостью, она всегда преподносит автору сюрпризы. Даже при большом опыте работы художник не может предугадать все детали заранее, в данном случае элемент неожиданности всегда имеет место быть.
Я думаю, что это очень хорошая особенность, когда ты всегда с удивлением ждешь, что же выйдет из печи. Таким образом, после подготовки глины учащийся приступает к моделированию формы, другими словами, непосредственно к самой лепке. Далее нужно просушить изделие, по времени этот процесс занимает несколько дней, в зависимости от величины предмета, затем первый обжиг при очень высокой температуре, после, когда работа остынет, начинается расписывание, делается это специальной краской-глазурью, предназначенной для росписи художественной глины.
- Елена, во время мастер-классов материалы для лепки студентам предоставляет галерея или ученик сам должен об этом побеспокоиться?
- Да, мы предоставляем все материалы, потому что достать самостоятельно их очень сложно. Это большая проблема для нашей местности, так как профессиональных материалов нигде нет. Если и есть какие-то карьеры у нас в Казахстане, где можно добывать глину, но никто не занимается производством художественной глины. Ведь мало того, что глину нужно из карьера достать и привезти, еще необходимо ее обработать, вычистить и довести до специальной кондиции, чтобы она была качественной и удобной для изготовления художественных изделий. Поэтому такой глины практически нет, мы закупаем ее за границей, либо на заводе, на котором ее также покупают из-за рубежа только уже в большом количестве. |