|
Ольга Шишанова из Астаны
В Астане открылась роскошная выставка “Наполеон. Жизнь. Легенда”, ставшая заключительным аккордом перекрестных сезонов “Франция в Казахстане-2013”. Своим мнением об экспонатах, количество которых насчитывает более 300 единиц, о роли одной из самых заметных фигур французской истории в эксклюзивном интервью с “НП” поделился заведующий отделом наследия фонда “Наполеон”, сoкуратор выставки Пьер Бранда
- Господин Бранда, что представляет собой вернисаж?
- Выставка называется “Наполеон. Жизнь. Легенда” - это заключительное мероприятие программы перекрестных сезонов “Франция - Казахстан” в нынешнем году. После выставки лучших экспонатов, которая проходила в прошлом году во Франции, было решено остановиться на фигуре Наполеона, поскольку эта личность очень хорошо известна за рубежом, и она вызывает немало воспоминаний и эмоций у всех, кто о нем помнит.
- Пожалуйста, расскажите об экспонатах выставки?
- Одна из частей выставки посвящена жизни Наполеона, как Вы могли видеть - в самом начале есть зал, где экспонируются бюсты, представляющие семью Наполеона, а также его супруг. Здесь же можно увидеть некоторые письменные работы Наполеона, в частности, его романы - будучи молодым, он написал роман о любви. Там же находится его свидетельство о крещении.
- Наполеон увлекался математикой, есть какие-либо экспонаты на выставке, которые подтверждают это?
- Действительно, науке выделено довольно значительное место на этой выставке. Есть специальная секция, которая называется “Наука и искусство”. Здесь рассказывается обо всех достижениях науки, которые были совершены или изобретены в эпоху революции, к которым Наполеон имел непосредственное отношение. В частности, он знал очень многих ученых своего времени, очень тесно с ними общался, и все это представлено в экспонатах выставки.
- Выставка разделена на несколько залов, которые различаются по цвету и по экспонатам. Расскажите о каждом.
- Как я уже говорил, первая часть посвящена семье и рождению Наполеона, вторая - французской революции. Здесь вы сможете увидеть уменьшенную модель гильотины. Третий зал выдержан в желтых тонах, это цвет песка, и поэтому имеет ассоциацию с походом Наполеона в Египет, отправляясь в который, он взял с собой целый батальон ученых, производивших в Египте научные исследования. Кстати, после этого похода он подарил своей супруге Жозефине картину, которая отражала достопримечательности и виды Египта. Следующий зал - красный. Он имеет отношение к дворцовой жизни, к жизни императорского двора. Здесь проходит ассоциация и с красной дорожкой - то есть это его супруги, это этикет, это двор. Что касается предметов, которые выставлены в красном зале, это люксовый столовый набор, которым пользовались в наполеоновскую эпоху. Он сохранился до сих пор, и мы рады представить его на этой выставке. Серый зал отражает тему войны и сражений Наполеона, в нем все имеет отношение к войне. Именно в этом зале вы найдете большую картину, на которой изображен Наполеон во время встречи с Александром I, и это очень важный исторический момент - момент перемирия. Дальше есть небольшой переход темно-синего цвета, который символизирует поражение французской армии, и самый последний зал, выдержанный в темно-синих тонах, - это цвет моря, цвет кончины Наполеона, символизирующий последние дни жизни, последние месяцы, последний период времени жизни Наполеона.
- Сколько всего Вы привезли экспонатов и из каких музеев?
- На выставке представлено около 300 произведений, они из фонда Наполеона в Париже, Музея армии Парижа, Национального фонда мебели Парижа, Французского банка, из Музея Аяччо, из Музея искусств города Руана и Национального хранилища искусств и ремесел Парижа. Большие картины прибыли из музея Версаля, а одна из самых эксклюзивных вещей, которая представлена на этой выставке, принадлежит Национальным архивам Франции. Это Конкордат, подписанный Наполеоном и папой.
- Экспонаты все уникальные, и все-таки - самые-самые, на которые Вы бы советовали посетителям обратить внимание?
- Прежде всего это шляпа Наполеона, которую он носил практически постоянно. Затем в отделе революции это, естественно, гильотина - уменьшенная модель, и, конечно же, декларация прав человека, которая была принята во Франции. В следующем зале - это платье мадам Беранже, которая была супругой государственного советника и которая надела это платье во время коронации Наполеона. Также можно увидеть пресс-папье, которое принадлежало Жозефине, а еще изделия из фарфора того времени. На выставке представлены личные вещи Марии-Луизы, это вторая супруга Наполеона. К тому же будет интересно посмотреть, а их будет несколько, на все виды коронации Наполеона, в частности, на известной картине, которая называется “Коронация Наполеона” кисти Давида. Вы увидите эту картину целиком, как она есть, а также наброски, зарисовки этой картины, что очень важно как для истории, так и для истории искусств.
- Присутствуют ли на выставке экспонаты с удивительной историей?
- Наверное, но на этой выставке таких предметов - с забавной историей или которые путешествовали где-то - нет. Наверняка они есть в коллекциях, имеющих отношение к Наполеону, но на представленной выставке одним из интересных объектов или предметов является медицинская сумка-чемодан врача Наполеона, который использовал свои инструменты для лечения Наполеона на острове Святой Елены. Также можно увидеть прядь волос Наполеона, которую сохранили его фанаты.
- У Наполеона были свои фанаты?
- Да, и не только были, но и сейчас они у него есть. Фаны, которые, как реликвию, сохранили прядь его волос. Это были не только французы, но англичане, итальянцы, бельгийцы, немцы. Имеется в виду в то время, поскольку вся эта история и реликвии появились уже после его смерти. Даже после сражения Наполеона генерал Веллингтон создал музей в его честь для себя.
- Сохранились ли какие-либо сведения, как он сам относился к своей славе, к своим фанатам?
- Мало того, что он не только отдавал себе в этом отчет, он еще был в этом заинтересован, делая для этого все, поскольку, будучи ребенком, читал очень много книг по истории, начиная от Цезаря и так далее, - обо всех исторических персонажах. Он хотел быть таким же, как они, хотел сделать много разных вещей, быть известным, и чтобы о нем говорили.
- И все-таки, почему именно Наполеон? Ведь во Франции немало достойных исторических деятелей...
- Сама по себе эпоха, в которую жил Наполеон, она исключительно уникальна. И, наверное, непревзойденна - ведь это эпоха французской революции, когда сами условия были очень интересными и складывались таким образом, что фигура Наполеона расцвела. Затем этот период также ассоциируется и связан с расцветом искусства, в частности, такого стиля, как неоклассицизм. В это время появилось очень много творческих талантов, очень много художников. И все они работали на Наполеона, они отражали его в своих произведениях - все было посвящено ему. Не следует также упускать из виду, что писатели XIX века в эпоху Наполеона все были детьми - то есть они жили при нем, они его видели с детства, они знали, кто он такой. Когда они выросли и стали писателями, в литературе появилось романтическое направление, и можно назвать таких авторов, как Гюго, Бальзак, Флобер, Мюссе, Александр Дюма - они все воспитывались в духе того времени.
Также нужно не забыть о Льве Толстом, который написал “Война и мир”. Сам Толстой, конечно, не писал для Наполеона, но та эпоха, в которую он жил, она его сподвигла на роман “Война и мир”, а все вместе вознесло фигуру Наполеона до определенного уровня, такого, какой он есть.
Фоторепортаж Радмира Фахрутдинова
Автор выражает благодарность за помощь в организации и проведении интервью сотрудникам Посольства Франции в РК Наталье Проскуряковой и Камшат Толеулиевой. |