|
Мурат Уали, Марал Томпиев
(Часть I)
Битва за Улытау
Достоверные сведения о казахско-джунгарских битвах крайне скудны. О битвах за Улытау известно со слов дореволюционных тюркологов Шакарима (на казахском) и Абубакира Диваева (на русском), хорошо знакомых с казахскими преданиями. Диваев в 1905 году в статье “Мавзолей Кок-кесене” писал: “Война длилась около трех лет. Наконец, калмыки бежали на Белеуты-Буланты, понеся полный погром, причем самый блистательный бой одержан киргизами на местности Кapa Сиыр. Местность эта и по cиe время называется Калмак-Крылган”
Пыльный поход
через Бетпакдалу
У историков и публицистов относительно событий на Белеуты-Буланты существует много путаницы. Указывают разное время битвы: 1726-й, 1727-й, 1728 год, не понимают границы между казахами и джунгарами, отсюда и разные мнения о направлении наступления казахов и отступлении джунгар, иногда даже путают реки, считая Белеуты притоком Сарысу. Некоторую ясность внес казахстанский историк Виль Галиев, однозначно утверждающий, что главные силы казахов могли наступать только с юга, преодолев пустыню Бетпакдала...
Чтобы попасть в предгорья Улытау с юга, нужно пересечь огромную страшную пустыню Бетпакдалу. Она тянется от реки Чу на север до реки Сарысу и от западного конца гор Каратау до реки Белеуты на расстояние 250 - 300 км. Раньше, в XVIII - XIX веках, через нее было проложено несколько караванных маршрутов: Каркаралинский, Уванасский, Джетыконурский, Сарысуйский. Самый простой из которых, Сарысуйский, шел вдоль левого берега Сарысу... Сейчас в Бетпакдале появились асфальтовые дороги, поэтому мы решили рвануть напрямик. Выехав из Сузака, едем по вполне приличной асфальтовой, но совершенно пустой дороге. По сторонам видны стада верблюдов, а затем и пересохшее русло реки Чу. Вдруг, пока мы фотографируем верблюдов и реку, нас обгоняют несколько современных автоцистерн с серной кислотой. Интересно, зачем в пустыне понадобилось столько кислоты? Дорога проходит через поселок с интересным названием Кыземшек. Так он назван из-за двух холмов, похожих на женскую грудь. Странно, что это вполне ухоженный и чистый поселок. Оказывается, здесь расположен центр добычи казахстанского урана. Вот зачем нужна серная кислота! Ее водный раствор закачивают в скважины для добычи изотопов урана методом подземного выщелачивания. Современная и вроде экологически безопасная технология способствует тому, что здесь, в пустыне, уран стал символом не радиации и болезней, а работы и жизни. К экологически безопасной технологии мы еще вернемся, а пока мы вполне вкусно пообедали в местном кафе “Изотоп”.
Едем дальше. Через некоторое время асфальтовая дорога кончается и начинается собственно Бетпакдала. Пустыня есть пустыня - дорог нет, а направлений много. Двигаемся с помощью GPS и молим, чтобы “Лэндкрузер” нас не подвел. Солнце жарит вовсю, грязи нет, зато поднятая колесами пыль проникает во все щели и даже внутрь нас. Снова мы в “пыльном походе” по проселочным дорогам и солончакам. Пересекаем бывшее озеро, а ныне сверкающий солью солончак Тамгалынура. Главное - не застрять посередине. Иначе... Даже страшно подумать... Наконец, через несколько часов езды по солончакам самое страшное остается позади. Выезжаем в долину реки Сарысу. Появляются кустарник и деревья саксаула. Тут Марал, сидя за рулем, замечает далеко в стороне пыльное облачко. С возгласами: “Вон, видишь сайгака”? - во власти охотничьего азарта он мчится за ним по степи через кусты и кочки, рискуя “тулпаром” и нашим здоровьем. Хорошо, что, видимо, уже пуганый сайгак быстро скрылся вдали. Наконец, волна благоразумия погасила огонь азарта, и мы возвращаемся на свою колею. После переправы через Сарысу едем дальше по вполне приличной проселочной дороге. Впереди река Белеуты - первая веха на подступах к Улытау.
|
Поселок Кыземшек |
Джунгарский
аппендикс
Улытау - один из древнейших горных массивов и самая западная часть Сарыарки. Горы и межгорные долины тянутся с севера на юг на 200 км и состоят из нескольких частей. Северные части называются Аргынаты и Жельдыадыр, центральная - собственно Улытау с самой высокой вершиной Аулие - 1133 м, южная часть называется Кишитау. С этих горных массивов во все стороны текут малые и средние реки. Из Аргынаты текут на запад многочисленные Тургаи, из гор Жельдыадыр текут на север реки Терсаккан и Жаксыкон, из Улытау вытекает на юг реки Жезды, Сарыкенгир, Каракенгир и впадают в Сарысу, из Кишитау вытекает на юго-запад много мелких рек, самые крупные из которых, Белеуты и Буланты (ныне Байконыр), впадали в озеро Шубартениз.
С древнейших времен саки, аланы, тюрки, кипчаки, монголы, ногаи, казахи, джунгары и снова казахи имели здесь свои жайляу и кыстау. В горах и речных долинах полно петроглифов, кумбезов, мавзолеев, развалин городов и скотных дворов и других памятных знаков прошедших эпох. Это говорит о том, что в разное время Улытау был центром разных кочевых объединений, а сейчас здесь находится географический центр Казахстана. В конце XVII - начале XVIII века Улытау захватили северные джунгары или, как их называли казахи - “кiшi кара калмак”. Из холмистых гряд Кишитау и прилежащих с юга рек Буланты и Белеуты образовался джунгарский “аппендикс” Сарыарки.
В отличие от окружающей Бетпакдалы здесь были благодатные пастбища, полноводные реки, холодные и теплые родники и заполненные водой колодцы. Потому-то джунгары и пришли сюда и расположились всерьез и надолго, вытеснив казахов на юг и запад. По пограничным рекам Белеуты и Сарысу (ее широтной части), озеру Шубартениз были построены укрепления, расставлены стационарные и отъезжие караулы. Такие же караулы были вдоль Большой калмыцкой дороги, ведущей от джунгар с Или на Яик к волжским калмыкам, на реках Чу и Сарысу (меридиональной части). Это была целая сеть пограничных укреплений и мобильных групп - “подзорщиков”, которая должна была предупреждать джунгар о приближении врагов - казахов. Такая же пограничная сеть функционировала и в Западном Жетысу.
Известные в истории события казахско-джунгарской войны за Улытау связаны главным образом с этими двумя параллельными реками - Белеуты и Буланты, впадавщими в озеро Шубартениз. Тогда они имели полноводное течение и питались не только снегом, но и от множества холодных и теплых родников. Названия этих рек имеют различные толкования. Если говорить о гидронимах региона вообще, то с учетом монгольского окончания “ту” многие названия становятся понятными, стоит только открыть “Большой монголо-русский словарь”... Впрочем, это относится не только к Улытау, а и к большей части территории Казахстана. Но это отдельная и большая тема. Здесь же только заметим, что монгольское слово “билуу” - точильный камень, такое же, как казахское слово “кайрак”. Точно так же, как в Казахстане полно топонимов кайракты, казахизированный топоним Билууту - Белеуты может означать в прямом смысле местность, где много точильного камня, или в переносном смысле - реку, “проточившую” холмы и овраги. Другой гидроним Буланты тоже объяснятся из монгольского языка. Слово “булээнту” означает “теплый, тепловатый”. Наверняка, реку питали теплые минеральные источники. Как говорится, “тепленькая пошла”. После казахизации Булээнту превращается в Буланты, а сейчас вообще в Байконыр. А казахские историки начинают фантазировать об особой степной породе лосей, обитавших когда-то в этом регионе. Лосей, конечно, не было, но общая гидрографическая ситуация 300 лет назад была гораздо благоприятнее нынешней.
Сейчас же большинство родников и колодцев высыхает. Реки имеют основной сток весной, а в остальное время года их пересыхающие русла превращаются в цепочки разобщенных плесов и бочагов. На месте озера Шубартениз - болота и солончаки. Из региона уходят чабаны и уменьшается численность скота. В долине реки Белеуты наряду с развалинами джунгарских укреплений полно развалин скотных дворов - казахских кыстау. Возможно, это побочный эффект от “экологически безопасной” технологии добычи урана. Ведь для нее требуется большое количество воды для приготовления раствора серной кислоты и закачки в скважины. Мощные насосы выкачивают подземные воды, и их уровень понижается. Вода уходит, родники исчезают, колодцы мелеют, озера превращаются в солончаки...
|
Калмыцкий субурган |
Дело Шоно Лоузана
и ханши Сетерджеб
У хунтайши Цеван Рабдана было два старших сына от разных жен. Старший из них Галдан был назначен преемником хунтайши. Другой сын - Шоно - был любимцем в войсках и, видимо, поэтому в 1726 (или в конце 25-го) году решил оспорить мнение отца. Но Шоно ничего добиться не удалось, и он был арестован и подвергнут пыткам. С помощью своей матери Сетерджеб, дочери Аюки хана, он освободился и бежал в Калмыцкое ханство. В 1727 году к Цеван Рабдану прибывает посольство волжских калмыков в целях сватовства дочерей Цеван Рабдана для сыновей Аюки хана. В процессе переговоров происходит загадочная смерть старого хунтайши и власть переходит к Галдан Церену. Новый хунтайши выдвигает обвинение в отравлении Цеван Рабдана против Сетерджеб и послов волжских калмыков. Согласно последующему объяснению Галдана русским властям, Сетерджеб готовила привезенный послами яд для него, но то ли по недоразумению, то ли по каким-то иным обстоятельствам яд выпил отец. По приказу Галдана четырех калмыцких послов, ханшу Сетерджеб и трех ее дочерей казнят. Вот так в 1726-28 годах джунгарскую верхушку потрясают смуты, казни и смена власти. Все это не могло не отразиться на боеготовности джунгарской армии, особенно ее северной группировки, где командовал Шоно Лоузан. Казахские ханы и батыры не преминули воспользоваться ситуацией в Джунгарии.
Начало реконкисты
Как мы уже упоминали ранее, в 1726 году состоялся курултай казахских жузов в Ордабасы, где было решено “...двинуться вперед, напасть на общих врагов и вытеснить их из древних земель киргиз-казацких”. Во исполнение ли подобного решения или просто потому, что другого исхода не было, бежавшие за Сырдарью ханы и султаны со своими улусами, а вместе с ними и часть поддавшихся было джунгарам казахов перекочевали ближе к низовьям Сырдарьи и к горам Каратау. Казахи стали собираться на севере и западе гор Каратау и готовиться к войне. Абулхаир хан всю зиму 1726-27 годов посвятил подготовке войск, снабжению оружием и согласованию сроков и маршрутов похода. Война с джунгарами - сложное дело. Их шапками не закидаешь, да и, как русские слободы, с сотней жигитов не повоюешь. Даже китайцы готовились к войнам с джунгарами по несколько лет. Абулхаиру пришлось мотаться из Созака на Ак Мечеть, Иргис и Тургай, договариваясь с биями и батырами кочевавших там частей киши и орта жузов. Было решено наступать с нескольких направлений, применяя методы облавной охоты, чтобы отрезать джунгарский “аппендикс”, торчащий в казахском “подбрюшье”.
В начале весны 1727 года казахские отряды вышли на дорогу возмездия. Жигиты перетянули коням хвосты, заплели гривы, сделали челки и, вооружившись шокпарами, найзами, айбалтами и мылтыками, двинулись в поход на Улытау. Тем самым началась известная казахская реконкиста, или отечественная война 1727 - 1730 годов. Отряды орта и киши жузов под командованием Богенбай и Тайлак батыров шли на север мимо озера Теликуль, по правому берегу Сарысу. Отряды улы жуза под командованием Санырык батыра шли по Чу, а затем по левому берегу Сарысу. По пути уничтожались джунгарские караульные посты в низовьях Чу и Сарысу. Уцелевшие джунгары бежали к Белеуты. Одновременно с северо-запада по направлению на озеро Шубартениз выступили в поход казахи киши и частично орта жузов по руководством Жанибек батыра. В народном эпосе “Аблайхан” (Бабалар сози. Тарихи жырлар. т. 57) от имени Абульмамбет хана говорится:
Тогылтып Улутауга жайлайык - К сраженьям нас ведет дорога.
Уш жуз боп бiр Кудайга сыйынайык - Благословенье получив от бога,
Атка мiнер батыр ар калдырмасын - Три жуза пусть идут на Улытау.
Тус-тустан уран салып куйылайык - Пусть чеcmь батыры не оставят дома.
По пути, на берегу озера Тамгалынура, у красных камней, возле родника Тасбулак представители трех жузов собрались еще раз и подтвердили желание перепоясаться поясом мужества для совместных действий. Некто мулла Карашике выбил общую формулу союза там же, на камнях: “Кара-Найман, Алшин, Аргын, Табын, Каракесек, Койсын. Алла! Благослови этих шестерых”, не забыв вставить и свое имя. А представители 30 с лишним казахских родов выбили рядом свои тамги. Это место сейчас называется Танбалытас. К сожалению, родник исчез, а камни с надписями разрушены.
|
Калмыцкие могилы |
Битва за Улытау не исчерпывалась одним или двумя сражениями. Это была тяжелая война, продлившаяся два года. Но, видимо, в народной памяти за двести лет (когда Диваев стал собирать предания) эпизоды многих битв слились в одну (или две) великие битвы. Безусловно, первыми столкновениями было уничтожение джунгарских караульных постов на реках Чу и Сарысу. Затем была битва (или битвы) на пограничной реке Белеуты. Казахские отряды, преодолев пустыню, соединились вместе на южном берегу реки. Начались упорные бои за северный берег. На старых российских картах в месте слияния рек Белеуты и Дюсенбай есть топоним Калмак чангара. В переводе это Калмыцкое укрепление, и действительно там мы нашли остатки глиняных построек. В конце концов, джунгары отступили на север. Позднее реку Белеуты назвали “калмак кырылган”. На берегах реки мы нашли много калмыцких могил и среди них - огромный джунгарский субурган, сложенный из местного плитняка. Одновременно с южной группировкой казахские отряды, наступавшие с запада, победили при озере Шубартениз. Именно там впервые появился отряд казахских юношей под командованием Сартай батыра, получивший название “Мын бала”. Джунгары, отступая со всех сторон, соединились в междуречье Белеуты - Буланты. Здесь возле сопки Карасире (а не Карасиыр) произошла главная битва. Опять победа была за казахами. В этой войне у казахских войск было подавляющее преимущество. Хотя численность противников неизвестна, но очевидно, что казахского ополчения трех жузов было больше чем джунгар-пограничников. Кроме того, бегство Шоно Лоузана затруднило управление джунгарскими войсками. Напротив, Абулхаир хан вместе с султанами и батырами блестяще провели кампанию.
Наши проводники, местные учителя из школы поселка Байконыр Ерден Касымов и Мухамбетали Стамкулов, провезли нас по некоторым местам “калмак кырылган”. На Белеуты, на Буланты, в 35 км севернее поселка Байконыр полно калмыцких могил. Похоже топоним “калмак кырылган” этими местами не исчерпывается. Наверняка, было еще множество битв, в результате которых джунгары, обратив лицо в долину бегства, отступали на север в район реки Нура. Как утверждает историк Галиев, к концу 20-х годов джунгары были вытеснены из региона Улытау. Последним противостоянием в этой войне было сражение на севере Улытау в верхнем течении реки Жаксы кон.
Так закончилась первая серия реконкисты по освобождению Сарыарки. |