ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



ОСВОБОЖДЕНИЕ Последняя страница

Мурат Уали, Марал Томпиев
(Часть I)
Битва за Улытау
Достоверные сведения о казахско-джунгарских битвах крайне скудны. О битвах за Улытау известно со слов дореволюционных тюркологов Шакарима (на казахском) и Абубакира Диваева (на русском), хорошо знакомых с казахскими преданиями. Диваев в 1905 году в статье “Мавзолей Кок-кесене” писал: “Война длилась около трех лет. Наконец, калмыки бежали на Белеуты-Буланты, понеся полный погром, причем самый блистательный бой одержан киргизами на местности Кapa Сиыр. Местность эта и по cиe время называется Калмак-Крылган”

Пыльный поход
через Бетпакдалу
alt
У историков и публицистов относительно событий на Белеуты-Буланты существует много путаницы. Указывают разное время битвы: 1726-й, 1727-й, 1728 год, не понимают границы между казахами и джунгарами, отсюда и разные мнения о направлении наступления казахов и отступлении джунгар, иногда даже путают реки, считая Белеуты притоком Сарысу. Некоторую ясность внес казахстанский историк Виль Галиев, однозначно утверждающий, что главные силы казахов могли наступать только с юга, преодолев пустыню Бетпакдала...
Чтобы попасть в предгорья Улытау с юга, нужно пересечь огромную страшную пустыню Бетпакдалу. Она тянется от реки Чу на север до реки Сарысу и от западного конца гор Каратау до реки Белеуты на расстояние 250 - 300 км. Раньше, в XVIII - XIX веках, через нее было проложено несколько караванных маршрутов: Каркаралинский, Уванасский, Джетыконурский, Сарысуйский. Самый простой из которых, Сарысуйский, шел вдоль левого берега Сарысу... Сейчас в Бетпакдале появились асфальтовые дороги, поэтому мы решили рвануть напрямик. Выехав из Сузака, едем по вполне приличной асфальтовой, но совершенно пустой дороге. По сторонам видны стада верблюдов, а затем и пересохшее русло реки Чу. Вдруг, пока мы фотографируем верблюдов и реку, нас обгоняют несколько современных автоцистерн с серной кислотой. Интересно, зачем в пустыне понадобилось столько кислоты? Дорога проходит через поселок с интересным названием Кыземшек. Так он назван из-за двух холмов, похожих на женскую грудь. Странно, что это вполне ухоженный и чистый поселок. Оказывается, здесь расположен центр добычи казахстанского урана. Вот зачем нужна серная кислота! Ее водный раствор закачивают в скважины для добычи изотопов урана методом подземного выщелачивания. Современная и вроде экологически безопасная технология способствует тому, что здесь, в пустыне, уран стал символом не радиации и болезней, а работы и жизни. К экологически безопасной технологии мы еще вернемся, а пока мы вполне вкусно пообедали в местном кафе “Изотоп”.
Едем дальше. Через некоторое время асфальтовая дорога кончается и начинается собственно Бетпакдала. Пустыня есть пустыня - дорог нет, а направлений много. Двигаемся с помощью GPS и молим, чтобы “Лэндкрузер” нас не подвел. Солнце жарит вовсю, грязи нет, зато поднятая колесами пыль проникает во все щели и даже внутрь нас. Снова мы в “пыльном походе” по проселочным дорогам и солончакам. Пересекаем бывшее озеро, а ныне сверкающий солью солончак Тамгалынура. Главное - не застрять посередине. Иначе... Даже страшно подумать... Наконец, через несколько часов езды по солончакам самое страшное остается позади. Выезжаем в долину реки Сарысу. Появляются кустарник и деревья саксаула. Тут Марал, сидя за рулем, замечает далеко в стороне пыльное облачко. С возгласами: “Вон, видишь сайгака”? - во власти охотничьего азарта он мчится за ним по степи через кусты и кочки, рискуя “тулпаром” и нашим здоровьем. Хорошо, что, видимо, уже пуганый сайгак быстро скрылся вдали. Наконец, волна благоразумия погасила огонь азарта, и мы возвращаемся на свою колею. После переправы через Сарысу едем дальше по вполне приличной проселочной дороге. Впереди река Белеуты - первая веха на подступах к Улытау.
alt

Поселок Кыземшек

Джунгарский
аппендикс

Улытау - один из древнейших горных массивов и самая западная часть Сарыарки. Горы и межгорные долины тянутся с севера на юг на 200 км и состоят из нескольких частей. Северные части называются Аргынаты и Жельдыадыр, центральная - собственно Улытау с самой высокой вершиной Аулие - 1133 м, южная часть называется Кишитау. С этих горных массивов во все стороны текут малые и средние реки. Из Аргынаты текут на запад многочисленные Тургаи, из гор Жельдыадыр текут на север реки Терсаккан и Жаксыкон, из Улытау вытекает на юг реки Жезды, Сарыкенгир, Каракенгир и впадают в Сарысу, из Кишитау вытекает на юго-запад много мелких рек, самые крупные из которых, Белеуты и Буланты (ныне Байконыр), впадали в озеро Шубартениз.
С древнейших времен саки, аланы, тюрки, кипчаки, монголы, ногаи, казахи, джунгары и снова казахи имели здесь свои жайляу и кыстау. В горах и речных долинах полно петроглифов, кумбезов, мавзолеев, развалин городов и скотных дворов и других памятных знаков прошедших эпох. Это говорит о том, что в разное время Улытау был центром разных кочевых объединений, а сейчас здесь находится географический центр Казахстана. В конце XVII - начале XVIII века Улытау захватили северные джунгары или, как их называли казахи - “кiшi кара калмак”. Из холмистых гряд Кишитау и прилежащих с юга рек Буланты и Белеуты образовался джунгарский “аппендикс” Сарыарки.
В отличие от окружающей Бетпакдалы здесь были благодатные пастбища, полноводные реки, холодные и теплые родники и заполненные водой колодцы. Потому-то джунгары и пришли сюда и расположились всерьез и надолго, вытеснив казахов на юг и запад. По пограничным рекам Белеуты и Сарысу (ее широтной части), озеру Шубартениз были построены укрепления, расставлены стационарные и отъезжие караулы. Такие же караулы были вдоль Большой калмыцкой дороги, ведущей от джунгар с Или на Яик к волжским калмыкам, на реках Чу и Сарысу (меридиональной части). Это была целая сеть пограничных укреплений и мобильных групп - “подзорщиков”, которая должна была предупреждать джунгар о приближении врагов - казахов. Такая же пограничная сеть функционировала и в Западном Жетысу.
Известные в истории события казахско-джунгарской войны за Улытау связаны главным образом с этими двумя параллельными реками - Белеуты и Буланты, впадавщими в озеро Шубартениз. Тогда они имели полноводное течение и питались не только снегом, но и от множества холодных и теплых родников. Названия этих рек имеют различные толкования. Если говорить о гидронимах региона вообще, то с учетом монгольского окончания “ту” многие названия становятся понятными, стоит только открыть “Большой монголо-русский словарь”... Впрочем, это относится не только к Улытау, а и к большей части территории Казахстана. Но это отдельная и большая тема. Здесь же только заметим, что монгольское слово “билуу” - точильный камень, такое же, как казахское слово “кайрак”. Точно так же, как в Казахстане полно топонимов кайракты, казахизированный топоним Билууту - Белеуты может означать в прямом смысле местность, где много точильного камня, или в переносном смысле - реку, “проточившую” холмы и овраги. Другой гидроним Буланты тоже объяснятся из монгольского языка. Слово “булээнту” означает “теплый, тепловатый”. Наверняка, реку питали теплые минеральные источники. Как говорится, “тепленькая пошла”. После казахизации Булээнту превращается в Буланты, а сейчас вообще в Байконыр. А казахские историки начинают фантазировать об особой степной породе лосей, обитавших когда-то в этом регионе. Лосей, конечно, не было, но общая гидрографическая ситуация 300 лет назад была гораздо благоприятнее нынешней.
Сейчас же большинство родников и колодцев высыхает. Реки имеют основной сток весной, а в остальное время года их пересыхающие русла превращаются в цепочки разобщенных плесов и бочагов. На месте озера Шубартениз - болота и солончаки. Из региона уходят чабаны и уменьшается численность скота. В долине реки Белеуты наряду с развалинами джунгарских укреплений полно развалин скотных дворов - казахских кыстау. Возможно, это побочный эффект от “экологически безопасной” технологии добычи урана. Ведь для нее требуется большое количество воды для приготовления раствора серной кислоты и закачки в скважины. Мощные насосы выкачивают подземные воды, и их уровень понижается. Вода уходит, родники исчезают, колодцы мелеют, озера превращаются в солончаки...
alt

Калмыцкий субурган

Дело Шоно Лоузана
и ханши Сетерджеб

У хунтайши Цеван Рабдана было два старших сына от разных жен. Старший из них Галдан был назначен преемником хунтайши. Другой сын - Шоно - был любимцем в войсках и, видимо, поэтому в 1726 (или в конце 25-го) году решил оспорить мнение отца. Но Шоно ничего добиться не удалось, и он был арестован и подвергнут пыткам. С помощью своей матери Сетерджеб, дочери Аюки хана, он освободился и бежал в Калмыцкое ханство. В 1727 году к Цеван Рабдану прибывает посольство волжских калмыков в целях сватовства дочерей Цеван Рабдана для сыновей Аюки хана. В процессе переговоров происходит загадочная смерть старого хунтайши и власть переходит к Галдан Церену. Новый хунтайши выдвигает обвинение в отравлении Цеван Рабдана против Сетерджеб и послов волжских калмыков. Согласно последующему объяснению Галдана русским властям, Сетерджеб готовила привезенный послами яд для него, но то ли по недоразумению, то ли по каким-то иным обстоятельствам яд выпил отец. По приказу Галдана четырех калмыцких послов, ханшу Сетерджеб и трех ее дочерей казнят. Вот так в 1726-28 годах джунгарскую верхушку потрясают смуты, казни и смена власти. Все это не могло не отразиться на боеготовности джунгарской армии, особенно ее северной группировки, где командовал Шоно Лоузан. Казахские ханы и батыры не преминули воспользоваться ситуацией в Джунгарии.
Начало реконкисты
Как мы уже упоминали ранее, в 1726 году состоялся курултай казахских жузов в Ордабасы, где было решено “...двинуться вперед, напасть на общих врагов и вытеснить их из древних земель киргиз-казацких”. Во исполнение ли подобного решения или просто потому, что другого исхода не было, бежавшие за Сырдарью ханы и султаны со своими улусами, а вместе с ними и часть поддавшихся было джунгарам казахов перекочевали ближе к низовьям Сырдарьи и к горам Каратау. Казахи стали собираться на севере и западе гор Каратау и готовиться к войне. Абулхаир хан всю зиму 1726-27 годов посвятил подготовке войск, снабжению оружием и согласованию сроков и маршрутов похода. Война с джунгарами - сложное дело. Их шапками не закидаешь, да и, как русские слободы, с сотней жигитов не повоюешь. Даже китайцы готовились к войнам с джунгарами по несколько лет. Абулхаиру пришлось мотаться из Созака на Ак Мечеть, Иргис и Тургай, договариваясь с биями и батырами кочевавших там частей киши и орта жузов. Было решено наступать с нескольких направлений, применяя методы облавной охоты, чтобы отрезать джунгарский “аппендикс”, торчащий в казахском “подбрюшье”.
В начале весны 1727 года казахские отряды вышли на дорогу возмездия. Жигиты перетянули коням хвосты, заплели гривы, сделали челки и, вооружившись шокпарами, найзами, айбалтами и мылтыками, двинулись в поход на Улытау. Тем самым началась известная казахская реконкиста, или отечественная война 1727 - 1730 годов. Отряды орта и киши жузов под командованием Богенбай и Тайлак батыров шли на север мимо озера Теликуль, по правому берегу Сарысу. Отряды улы жуза под командованием Санырык батыра шли по Чу, а затем по левому берегу Сарысу. По пути уничтожались джунгарские караульные посты в низовьях Чу и Сарысу. Уцелевшие джунгары бежали к Белеуты. Одновременно с северо-запада по направлению на озеро Шубартениз выступили в поход казахи киши и частично орта жузов по руководством Жанибек батыра. В народном эпосе “Аблайхан” (Бабалар сози. Тарихи жырлар. т. 57) от имени Абульмамбет хана говорится:
Тогылтып Улутауга жайлайык - К сраженьям нас ведет дорога.
Уш жуз боп бiр Кудайга сыйынайык - Благословенье получив от бога, 
Атка мiнер батыр ар калдырмасын - Три жуза пусть идут на Улытау.
Тус-тустан уран салып куйылайык - Пусть чеcmь батыры не оставят дома.

По пути, на берегу озера Тамгалынура, у красных камней, возле родника Тасбулак представители трех жузов собрались еще раз и подтвердили желание перепоясаться поясом мужества для совместных действий. Некто мулла Карашике выбил общую формулу союза там же, на камнях: “Кара-Найман, Алшин, Аргын, Табын, Каракесек, Койсын. Алла! Благослови этих шестерых”, не забыв вставить и свое имя. А представители 30 с лишним казахских родов выбили рядом свои тамги. Это место сейчас называется Танбалытас. К сожалению, родник исчез, а камни с надписями разрушены.
alt

Калмыцкие могилы

Битва за Улытау не исчерпывалась одним или двумя сражениями. Это была тяжелая война, продлившаяся два года. Но, видимо, в народной памяти за двести лет (когда Диваев стал собирать предания) эпизоды многих битв слились в одну (или две) великие битвы. Безусловно, первыми столкновениями было уничтожение джунгарских караульных постов на реках Чу и Сарысу. Затем была битва (или битвы) на пограничной реке Белеуты. Казахские отряды, преодолев пустыню, соединились вместе на южном берегу реки. Начались упорные бои за северный берег. На старых российских картах в месте слияния рек Белеуты и Дюсенбай есть топоним Калмак чангара. В переводе это Калмыцкое укрепление, и действительно там мы нашли остатки глиняных построек. В конце концов, джунгары отступили на север. Позднее реку Белеуты назвали “калмак кырылган”. На берегах реки мы нашли много калмыцких могил и среди них - огромный джунгарский субурган, сложенный из местного плитняка. Одновременно с южной группировкой казахские отряды, наступавшие с запада, победили при озере Шубартениз. Именно там впервые появился отряд казахских юношей под командованием Сартай батыра, получивший название “Мын бала”. Джунгары, отступая со всех сторон, соединились в междуречье Белеуты - Буланты. Здесь возле сопки Карасире (а не Карасиыр) произошла главная битва. Опять победа была за казахами. В этой войне у казахских войск было подавляющее преимущество. Хотя численность противников неизвестна, но очевидно, что казахского ополчения трех жузов было больше чем джунгар-пограничников. Кроме того, бегство Шоно Лоузана затруднило управление джунгарскими войсками. Напротив, Абулхаир хан вместе с султанами и батырами блестяще провели кампанию.
Наши проводники, местные учителя из школы поселка Байконыр Ерден Касымов и Мухамбетали Стамкулов, провезли нас по некоторым местам “калмак кырылган”. На Белеуты, на Буланты, в 35 км севернее поселка Байконыр полно калмыцких могил. Похоже топоним “калмак кырылган” этими местами не исчерпывается. Наверняка, было еще множество битв, в результате которых джунгары, обратив лицо в долину бегства, отступали на север в район реки Нура. Как утверждает историк Галиев, к концу 20-х годов джунгары были вытеснены из региона Улытау. Последним противостоянием в этой войне было сражение на севере Улытау в верхнем течении реки Жаксы кон.
Так закончилась первая серия реконкисты по освобождению Сарыарки.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение