|
Айгерим Бейсенбаева
Звуки старинных народных инструментов пробуждают в душе незнакомые чувства. Особенно, если слышишь эти звуки впервые. Сильная, почти ощутимая кожей энергетика неслыханных звуков будоражит сознание, переворачивает закостеневшие от однообразных современных песен представления о том, какой может быть музыка.
Ребята из этноколлективов ST-brothers и “Туран” продюсерского центра KS-production не приемлют простого “заигрывания” с народной музыкой. Их подход - глубокое знание материала, увлеченные исследования и, как результат - качественная музыка, способная сделать “седую старину” актуальной, модной, полной энергичных звуков.
Сегодня музыканты изучают казахские архаичные инструменты со статусом утерянных, чтобы воссоздать их истинное звучание в своих выступлениях
Артисты KS-production являются научными сотрудниками алматинского Музея казахских народных инструментов. Год назад музей начал масштабную реконструкцию и недавно открылся полностью обновленным.
Изменился не только интерьер музея, но и сама его суть. Сегодня это пространство соединяет инновационные технологии и дыхание истинной старины.
При входе в музей посетителей встречают виртуальные гиды. Проекторы установлены таким образом, что фигуры гидов кажутся парящими в воздухе.
Вниманию гостей представляются семь экспозиционных залов: зал археологии, зал ударно-шумовых и духовых инструментов, зал мемориальных музыкальных инструментов, зал домбры и кобыза, зал инструментов народов мира, зал временных выставок и презентаций и концертный зал. Экскурсия “Новая экспозиция вечных ценностей” демонстрирует уникальную коллекцию казахских народных музыкальных инструментов и инструментов народов мира. В экспозиции есть как настоящие исторические артефакты, так и точные копии древних инструментов. Здесь есть и чисто женские инструменты, есть детские погремушки, есть военные и охотничьи. Желбуаз очень похож на шотландскую волынку, керней чем-то походит на австралийский инструмент диджериду, а детская погремушка донгершек - казахская версия перкуссий, тот же маракас индейцев, только сделанный из глины.
Большой интерес представляет обновленная технологическая база музея. Среди инновационных новинок - видеопроекторы, медиастол, комната игровая - киннект.
В зале киннект, к примеру, установлен большой экран, он позволяет любому посетителю стать дирижером собственного оркестра. На экране проецируется целый оркестр, играющий на 15 разных инструментах. Звуки каждого инструмента были записаны по отдельности, и вся программа спроектирована таким образом, что человек, стоящий перед экраном, может управлять каждым инструментом отдельно. А может послушать весь ансамбль полностью, по желанию. Вообще, эта комната создавалась специально, чтобы увлечь музыкой маленьких посетителей, но обычно и взрослым интересно попробовать себя в качестве дирижера.
Медиастол - это большой сенсорный экран, оформленный в виде внутреннего убранства юрты. С помощью этого устройства можно познакомиться с традициями и обычаями казахского народа, национальными играми.
Также в стенах музея проводятся мастер-классы по игре на казахских народных музыкальных инструментах, в том числе на таких аутентичных, как конырау, сазген, жетыген, асатаяк. Учат играть на инструментах участники этнофольклорной группы “Туран”, ведь они являются преподавателями Консерватории имени Курмангазы.
- Концепция работы музея полностью изменилась, - рассказывает сотрудник музея Дарья Ли. - У нас теперь работают молодые ребята-экскурсоводы, которые сами являются музыкантами. Они могут подробнее и увлекательнее рассказать об инструментах, так как сами на них играют. Они делятся с гостями историями и легендами - все в увлекательной форме. Когда мы видим, что посетитель немного устал от потока информации, мы устраиваем музыкальные пятиминутки. Наши музыканты демонстрируют, как звучат те или иные народные инструменты. То есть можно не только увидеть инструменты под стеклом, но и послушать, как они звучат. А для детей все проводится в игровой форме.
То есть мы идем путем полной адаптации под посетителя. Экскурсии проводятся на трех языках.
К тому же каждую среду в музее проходят концерты. Выступает коллектив “Туран”, успешно гастролирующий по миру. В Казахстане, как ни странно, его знают немногие. Мы же стараемся познакомить людей с этномузыкой и показать, что это современно, свежо, модно.
Выступления проходят в формате “концерт-лекция”. Такого, наверное, у нас никто не проводит. Длится программа около часа, на казахском и русском языках. Когда бывает много иностранцев, мы подключаем и английский язык.
По словам Дарьи Ли, молодые музыканты ST-brothers и “Туран” с их современным свежим взглядом на музыку внесли немалый вклад в популяризацию деятельности музея среди молодежи. Они работали над формированием экспозиции древних инструментов, выступают перед публикой и могут рассказать любопытные вещи о каждом из экспонатов музея. Проводят этнографические исследования с целью ввести древние инструменты в свой эстрадный обиход.
- Такой древний инструмент, как камыс-сырнай, сегодня практически забыт, - повествует солист группы “Туран” Абзал Арыкбаев, - зато узбекские музыканты его широко используют при исполнении этнических произведений. Мы общаемся с коллегами из Узбекистана и обмениваемся опытом.
Год назад я сам попытался изготовить собственный вариант камыс-сырнай, и, надо заметить, получилось довольно удачно. Он звучит отлично, и сейчас мы пытаемся постепенно ввести его специфическое звучание в наши выступления.
При исследовании других инструментов нам приходится опираться на исторические описания. Все инструменты применимы сейчас в концертной практике, если их, конечно, применять правильно.
По мнению продюсера артистов Карины Сарсеновой, музыку ребят сложно назвать архаичной. В руках молодых музыкантов даже самые старинные инструменты звучат свежо и современно:
- Для наших музыкантов эти инструменты вполне современны. Молодежная группа ST-brothers, соединившая этнику и джаз, играет по-настоящему актуальную современную музыку на самых древних инструментах. На самом деле в музыке, как и в литературе, нет понятия архаичных элементов, потому что очень многое зависит от смысла.
А в музыке все зависит еще и от аранжировки, от способа ее подачи. Музыка группы “Туран” не звучит архаично, несмотря на то, что они широко используют в своем репертуаре древние кюи. Она актуальна, так как ребята живут в современном мире.
Эта музыка стала своеобразным мостом между нашим прошлым и нашим настоящим и даже, если хотите, будущим.
Пару месяцев назад мы с удовольствием приняли в нашу команду этноколлектив. Ребята из группы “Туран” сами обратились к нам с просьбой о сотрудничестве.
Почему мы решили представлять этногруппу? Потому что KS-production развивает потенциал творческих людей Казахстана, работающих в самых разных направлениях. Это и музыка, и литература, и кинематограф. Мы настроены поддерживать достойное творчество в самом широком жанровом разнообразии - это наша фишка. И мы не ограничиваемся одной эстрадой.
Я считаю, что этноколлективы и, в частности, “Туран” вписываются в понятие эстрадной музыки, потому что сегодня, в эпоху глобализации, происходит смешение традиций и культур. Меняются представления и творческие пристрастия, и на эстраду выходят такие коллективы, которым раньше на такой сцене не было места.
Этническая музыка завоевывает сегодня новые позиции, особенно в Казахстане. Так как такая музыка - это лицо страны. Есть что-то общее у многих стран, например, такие направления, как джаз, рок или классическая музыка. Но этно - это свое собственное, не похожее ни на что другое.
Этноколлективы сейчас очень восстребованы. Мы работаем с “Туран” всего пару месяцев, но уже получили множество заявок на выступление. Более того, этническая музыка восстребована на различных престижных конкурсах и фестивалях.
Музей казахских народных музыкальных инструментов впервые открылся в 1980 году. Здание музея уникально и охраняется государством как памятник истории и архитектуры, представляя собой яркий образец русского деревянного зодчества. Здание построил в 1908 году известный архитектор г. Верного А. Зенков на территории Пушкинского сквера - ныне это Парк имени 28 гвардейцев-панфиловцев, являющийся одним из важнейших историко-мемориальных комплексов г. Алматы. В экспозиции музея представляется более 60 типов и разновидностей народных музыкальных инструментов. |