|
Наталия Цой
В Алматы прошел очередной рейд по отключению от услуг холодного водоснабжения домостроений, подключившихся к городской водопроводной сети самовольно и незаконно потребляющих холодную воду. Недовольство сильных мира сего превзошло все ожидания. И только присутствие журналистов, видео- и фотокамер спасло организаторов - представителей предприятия ГКП “Бастау” - от жестокой расправы
Больше всего “удивило”, что самые злостные неплательщики затесались в ряды вполне обеспеченных граждан. Действительно, если ознакомиться с отчетами поставщиков услуг по воде, электричеству и теплу, то долги с пятью или шестью нулями принадлежат тем, чей ежемесячный доход значительно превышает среднестатистический годовой. И самая главная проблема - как с ними бороться. Ведь, как правило, сидят они за высокими заборами и защищены от простых смертных как минимум вооруженной до зубов охраной.
На самом деле Медеуский район южной столицы самый проблемный. Именно здесь расположены элитные поселки, построены дома, которые в пору называть дворцами или как минимум крепостями. Глядя на эти почти государственные масштабы, так как десятью сотками тут и не пахнет, счет идет на гектары, нетрудно предположить, что содержать все это великолепие достаточно дорого. К слову сказать, некоторые добросовестные жители платят только за свет, например, до 500 000 тенге в месяц. Но таких, к сожалению, единицы. Основная масса, проживающая на территории казахстанских “рублевок”, экономит на такой мелочи, как оплата коммунальных услуг.
Но начнем с начала. Первый нарушитель из черного списка предпочел совсем не открывать двери, хотя звуки открывающихся окон и дверей мы все-таки услышали. Видимо, картинка с камеры видеонаблюдения выдала наше многочисленное присутствие, а может, просто сработала привычка никак не реагировать на визит контролеров.
Следующие нарушители проживали в “Горном гиганте”. Вполне добротный дом, хозяйка которого за все 50 лет проживания ни разу не заплатила за холодную воду. Отговорок масса - от традиционных “мы в первый раз вас видим, уведомлений нам никогда не приносили” до попыток применить физическую силу к контролеру. Только на этот раз перед хамами оказались не беззащитные бабушки, а мужественные акулы пера. От серьезной потасовки спас звонок в соответствующие органы: “Нападение на журналиста!”. И, кстати, в этой ситуации совсем не красит тот факт, что бабушка, как утверждают ее родственники, участник войны. К слову, после столь бурного выяснения отношений обещание оплатить хотя бы часть долга было получено.
Потом наш путь лежал в поселок “Юбилейный”. Все, как и предполагалось: трехметровые заборы, мрачные мужчины в камуфляже, собаки размером с теленка и, конечно же, отсутствие хозяев, которые мгновенно появлялись в той или иной ипостаси, как только нависала реальная угроза отключения воды. Сейчас поясним.
Сначала контролеры в сотый раз стучались в ворота, потом появлялся охранник с традиционным: “Хозяев нет дома!”. После, когда холодная вода все-таки перестала поступать в систему, прислуга дозвонилась до владельца особняка. И посыпались угрозы, смысл которых заключался в следующем - за незаконные действия на всю “воронью стаю” подадут в суд, все будут уволены, и вообще, кажется, они, то есть мы, забыли, в каком месте находимся, где нам, плебеям, там даже дышать можно только с разрешения.
Позже - похожие ситуации. Но на самом деле это только маленький эпизод, свидетелем которого мы стали. Печально другое, все это сражение похоже на борьбу с ветряными мельницами. Дело в том, что в данном случае официально предъявлять претензии можно в случае, если заключен договор на оказание услуги. А в большинстве случаев этого документа просто-напросто нет. В свою очередь, ГКП “Бастау” не может принудить домовладельцев прийти к ним и поставить несколько подписей. Остается только одно - отрезать воду.
А ведь в настоящее время до максимума упрощена процедура по подключению к сетям. Разрешения на подключение к магистралям холодной воды выдаются в кратчайшие сроки. При этом в городе сотни домов подключены к городскому водопроводу незаконно и не производят оплату за холодную воду.
Только за семь месяцев 2013 года специалистами предприятия водопроводно-канализационного хозяйства города Алматы было выявлено 119 фактов незаконного подключения к системам водоснабжения и канализации, а всего в городе насчитывается более 3,8 тысячи домостроений, подключенных к городскому водопроводу незаконно.
Дело в том, что незаконное подключение к инженерным сетям снижает качество предоставляемых услуг, ведь такие врезки ставят под угрозу стабильное предоставление услуг потребителям, возникает дополнительная непредусмотренная нагрузка, это в свою очередь приводит к снижению давления подачи воды, что может стать причиной ухудшения качества питьевой воды и услуг в целом.
“Кроме того, самовольное подключение осуществляется без какого-либо проекта и технических условий, водовод укладывается на меньшую глубину, что приводит к его замораживанию в зимнее время. Не производятся промывка, обеззараживание и опрессовка труб, а это прямая угроза здоровью людей, которые пользуются водой из смежных водоводов. А самовольные врезки в сеть канализации приводят к переполнению канализационной сети, что становится причиной затопления прилегающей территории сточными водами”, - сообщили нам в пресс-службе предприятия.
Чтобы оградить добросовестных пользователей от всех этих негативных последствий, специалисты предприятия проводят регулярные мероприятия. При выявлении факта самовольного подключения составляется акт об обнаружении незаконной врезки и производится отключение от системы водоснабжения и водоотведения.
“Хищение питьевой воды, повреждение водопроводных и канализационных сетей, затраты, связанные с отключением и ликвидацией самовольного присоединения к системам водоснабжения и водоотведения - все это наносит существенный ущерб экономике предприятия”, - отметил специалист по качеству предприятия Серик Шагиров.
Специалисты предприятия и впредь будут прилагать все усилия по жесткому пресечению подобных нарушений. Всем владельцам незаконных врезок в водопроводную сеть будут выставлены доначисления за самовольную врезку и пользование водой, кроме того, им необходимо легализовать подключение.
“Наши горожане должны понимать, что мы не можем бесплатно доставлять воду в их дома. Кроме того, в настоящее время тариф на воду для населения города Алматы является одним из самых низких по стране. Установленный минимальный тариф для жителей за одну тысячу литров составляет 28,08 тенге, а самый высокий - 62 тенге за тот же один кубический метр, - отметил он. - Если платежная дисциплина останется на прежнем низком уровне, мы будем вынуждены еще более ужесточать методы борьбы с должниками, иначе предприятие просто не сможет стабильно оказывать свои услуги”.
Кстати, если должники в многоквартирных домах думают, что смогут отсидеться за спинами соседей, то они сильно ошибаются. Поквартирное блокирование от услуг канализации недобросовестных потребителей показало свою эффективность, и предприятие решило закупить дополнительные комплекты. В городе сегодня одновременно работают две бригады, оснащенные мобильными устройствами, которые за 10-15 минут перекроют доступ квартиры должника к центральной канализации.
|
По состоянию на 1 августа просроченная задолженность потребителей за услуги холодного водоснабжения составляет более 235 миллионов тенге: из них население - 142 миллиона тенге, юридические лица - 93 миллиона тенге; по канализации - 241 миллион тенге; население - 132 миллиона тенге, юридические лица - 109 миллионов тенге. Только за июль в Алматы отключили от водопроводной сети более 500 частных домов и 200 организаций. |
Как показала практика, это наиболее действенный метод борьбы с недобросовестными потребителями, и в 98 случаях из 100 после блокирования канализационного отвода годами накапливаемые долги погашаются в течение трех дней. Кстати, раньше была возможность отключать от услуг только частные домовладения.
“Отключить неплательщика в многоквартирном доме было очень сложно, и если раньше логика абонента была простой, мол, не отключат же весь дом из-за меня одного, то теперь недобросовестным гражданам все же стоит призадуматься, специалисты без особых усилий могут заблокировать канализацию отдельной квартиры, - говорят в ГКП “Бастау”. - Нет необходимости заходить в квартиру неплательщика. Аппарат проникает в стояк сверху и, руководствуясь миникамерой, подающей сигналы на специальный монитор, находит канализационный отвод нужной квартиры, который блокируется специальным приспособлением. Соответственно, пользоваться центральной канализацией неплательщик уже не сможет”.
Если граждане после установки ограничивающего устройства продолжают пользоваться ванной или унитазом, то через некоторое время они просто переполняются. Если кто-то захочет самостоятельно избавиться от этого устройства, он убедится, что сделать это невозможно. При этом не отключается водоотведение всего дома и не причиняются неудобства жильцам, которые своевременно оплачивают предоставленные услуги. Таким же образом будут перекрываться врезки в канализационный стояк и должников - коммерческих предприятий, находящихся на первых этажах многоквартирных домов.
Еженедельно от центральной канализации отключается до 25 квартир должников. После уплаты долга поставленное блокирующее устройство вынимается. Помните, работы по разблокированию канализации проводятся по пятницам.
Следует отметить, что в настоящее время процедура блокирования-разблокирования от подачи услуг пока не предусматривает финансовых затрат для абонента, но в то же время ответственность за возможные последствия использования заблокированной канализацией полностью лежит на потребителе. И в скором времени затраты по работе данного оборудования будут оплачивать сами должники.
Проведенные в течение двух месяцев крупномасштабные рейды по отключению от сети недобросовестных потребителей дали ощутимый результат, дебиторская задолженность снизилась на 50 миллионов тенге. Однако не все спешат оплачивать за полученные услуги даже после отключения от воды. К примеру, управляющая компания, которая обеспечивает предоставление услуг и взимание оплаты за коммунальные услуги в микрорайоне “Аккент”, после отключения от городской водопроводной сети подключила все жилые дома к неизвестному нам источнику водоснабжения. Соответственно качество получаемой холодной воды жителями данного довольно большого жилого массива нами не контролируется и мы не можем дать гарантии того, что эту воду можно считать безопасной. Кроме того, с 7 августа данные дома отключены от системы канализации.
Кстати, возвращаясь к элитным должникам. Мало кто из нас знает, каким опасностям подвергаются контролеры, посещая эти неприступные крепости. Самое распространенное и безобидное - типичное хамство обслуживающего персонала. Еще один излюбленный прием - продержать проверяющих под воротами несколько часов под предлогом: “Хозяин спит, обедает, отдыхает!”. Следующей идет травля собаками, когда 70-летняя бабушка вынуждена уносить ноги под хохот и свист владельцев дома. Все чаще в ход идет стрельба, пока в воздух. А совсем недавно одну девушку закрыли в подвале и продержали там несколько часов.
Самое страшное, что все эти барские забавы становятся возможными благодаря непонятному молчанию и бездействию со стороны силовых структур. Как нам сообщили, даже принимая заявления от пострадавших контролеров, сотрудники полиции предлагают “как-нибудь самим там помириться”. Впрочем, показательным было и их традиционно активное неучастие в недавнем рейде, а ведь письмо-приглашение принять участие было отправлено, согласно закону, задолго до самого рейда.
Фоторепортаж Талгата Галимова |